Искусственное освещение в торговых залах

Грамотно подобранное освещение для торгового зала способно влиять на покупателей и акцентировать их внимание на нужных товарах и участках. Кроме того, с помощью света проще выделиться из ряда конкурентов и создать атмосферу, которая понравится людям, чтобы им хотелось возвращаться в определенный магазин.

Принципы освещения торгового зала

Этот вариант освещения отличается от других и требует особого подхода. Для начала надо разобраться с принципами, которые используют при планировании света:

  1. Для обеспечения отличной видимости и привлечение внимания обычно освещенность торгового зала делают на уровне от 1000 до 1500 Лк. Хотя в отдельных случаях она может быть вдвое ниже.
  2. В элитных торговых точках общее освещение может быть приглушенным, а яркий свет используется для акцентирования внимания на отдельных товарах.
  3. За счет световых акцентов можно направить покупателя к товарам, которые продаются на специальных условиях или выделить новые коллекции.
  4. Нужно учитывать специфику товаров, представленных в магазине. Так, если продаются меха, то минимальный уровень освещенности начинается от 1000 люксов, это касается и ковров, а также другой продукции, сильно поглощающей свет.

Основные требования
Основные требования к искусственному освещению.

Если товаров очень много, нормы освещенности также надо увеличить, так как стены закрыты и не отражают свет.

Виды освещения

Все используемые варианты можно разделить на 3 основные группы в зависимости от особенностей оборудования и целей применения:

  1. Общее освещение задает направление оформления и обеспечивает отличную видимость во всем торговом зале. Чаще используется рассеянный свет от плафонов или модульных светильников, количество и расположение которых определяется индивидуально.

    Общее освещение
    Общее освещение должно обеспечить идеальную видимость.
  2. Акцентирующее освещение необходимо для выделения отдельных стеллажей или товаров. Оно применяется для привлечения внимания покупателей на определенные типы продукции или создания своеобразных зон при передвижении по торговому залу.
  3. Декоративная подсветка необходима для выделения рекламной продукции, украшения отдельных элементов торгового зала. Также она важна при разработке фирменного стиля, с ее помощью подсвечивают витрины и вывески, чтобы привлекать внимание.

    торговый зал намного привлекательнее
    За счет света можно сделать торговый зал намного привлекательнее.

Нормы освещения торгового зала по СНиП

Чтобы сделать свет в торговый зал с соответствии с нормативными требованиями, стоит изучить СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». Основные нормы таковы:

  1. Для зон, на которых располагаются кассы, нужно от 300 до 500 люксов.
  2. Полки, стойки, а также стеллажи за прилавками в магазинах без самообслуживания освещаются с интенсивностью не менее 300 Лк.
  3. Все объекты в торговых залах супермаркетов и гипермаркетов – от 500 люксов.
  4. Залы в торговых объектах с самообслуживанием – 400 Лк и больше.
  5. Витрины и наружная реклама – от 300 люксов.
  6. Зоны, на которых представлены новинки – от 500 до 1500 и больше.
  7. Примерочные и пространство перед зеркалами – не менее 300 люксов.

нормативные показатели освещенности
Чаще всего нормативные показатели освещенности превышаются в разы, это не является нарушением.

Все представленные показатели – это минимально установленные законодательством нормы освещенности. Фактические значения обычно выше, причем чаще всего они превышают нормативы в разы.

Как правильно рассчитать требуемое освещение

Вначале всегда определяется сила светового потока, которая потребуется для освещения. Для этого берется минимальная нормативная освещенность и площадь зоны, которую требуется осветить. После умножения получится минимально допустимый показатель, который чаще всего увеличивается из-за особенностей помещения, темного цвета стен и других факторов.

Далее надо определить тип светильников, которые будут использоваться и рассчитать световой поток, исходящий от одного элемента. Сделать это несложно, чаще всего все показатели есть на упаковке или в сопроводительной документации.

Учитывать коэффициент запаса освещенности, который может составить от 1,2 до 1,5 в зависимости от высоты расположения оборудования и показателей отражения стен, потолка и пола. Помнить о том, что освещение может быть неравномерным, при этом минимально допустимые нормы стоит проверять именно в местах с самым плохим светом, чтобы добиться хорошего эффекта.

Искусственное освещение в торговых залах
Ряды светильников должны давать максимально равномерный общий свет.

После проведения расчетов определяется количество рядов светильников, тут все зависит от ширины торгового зала. Лучше всегда планировать освещение с запасом, чтобы при небольших просчетах они не влияли на результат. К расчетам стоит привлечь специалистов или же просто посмотреть особенности освещения помещений подобного размера и формы.

Кстати! Важно сразу определить и расстояние между светильниками в ряду, чтобы точно рассчитать их количество. Для этого стоит учитывать суммарную мощность ламп в каждом и угол распространения света, обычно он составляет около 120 градусов. Световые потоки соседних элементов должны пересекаться для равномерного освещения.

Особенности освещения витрин

Все аспекты по освещению витрин указаны в СП 52.13330.2016, что упрощает подбор вариантов и дает четкие ориентиры на этот счет:

  1. Если выставлены светлые товары, то освещенность можно снизить на одну ступень. Для темной продукции лучше делать наоборот.
  2. Для концентрации внимания на отдельных товарах можно выделить их более ярким освещением. При этом площадь акцентируемых участков не должна составлять больше 20% от общего размера витрины.
  3. При освещении нужно помнить о том, что свет не должен создавать дискомфорт для зрения пешеходов и проезжающих водителей.
Искусственное освещение в торговых залах
Витрина должна привлекать внимание, но не создавать дискомфорт для глаз.

В зависимости от категории товара надо подбирать оптимальную цветовую температуру для искусственного освещения витрины:

  1. Для рыбы и рыбной продукции – от 4000 до 6500 К.
  2. Для фруктов и овощей, гастрономии, кондитерских изделий, молочной и мясной продукции от 2800 до 3500 К.
  3. Для галантереи и парфюмерии, книг, обуви, головных уборов, тканей, мехов и игрушек – от 2800 до 5000 К.
  4. Для хлебобулочных изделий, посуды, электротехнических и канцелярских товаров, а также для бакалеи – 2800-3200 К.

Хорошо подобранное освещение на витрине показывает товары в самом выгодном свете.

Ошибки при организации торгового освещения

Чтобы организовать все правильно и избежать ошибок, надо обратить внимание на такие моменты:

  1. Использовать современные светодиодные лампы, экономно расходующие электроэнергию. В сравнении с люминесцентными можно сократить энергопотребление вдвое.
  2. Продумывать расположение общего освещения, чтобы оно охватывало весь торговый зал и обеспечивало хорошую видимость всех полок. Избегать направленного света, который может слепить покупателей.
  3. Подбирать правильную цветовую температуру под разные группы изделий. Для теплых оттенков подойдет холодный свет и наоборот, за счет этого можно увеличить привлекательность витрин и полок.
  4. Грамотно комбинировать общий и направленный свет, чтобы выделять именно те зоны, которые важнее всего.
Искусственное освещение в торговых залах
Чем больше товаров в торговом зале – тем выше требования к освещению.

Подбирать освещение в торговые залы надо с учетом целого ряда факторов, поэтому лучше заранее разобраться в теме, чтобы организовать все правильно. Важно соблюдать установленные нормативы и заранее продумывать подсветку витрин.

В завершении видео: Каким должен быть свет для магазина. Как не допустить основные ошибки.


Фото аватара
Панков Алексей

Инженер-электрик. Специалист по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Светилов
Добавить комментарий