Особенности светодиодного освещения музеев, выставок и галерей

Освещение для музейных залов отличается от других вариантов по целому ряду критериев. За счет света можно акцентировать внимание на объектах экспозиции, создать необходимую атмосферу и управлять вниманием посетителей. При этом важно соблюдать основные правила, установленные для этого направления и использовать безопасные светильники.

Какие задачи выполняет освещение в музее

Чтобы не допускать ошибок при планировании и монтаже подсветки для музеев или выставок, нужно понимать, для чего она нужна и какие задачи должна выполнять:

  1. Выделение каждого экспоната и привлечение к нему внимания. При этом освещение подбирается так, чтобы представлять объект в максимально выгодном свете, но при этом не нарушать восприятие.

    Особенности светодиодного освещения музеев, выставок и галерей
    В музее основное внимание при освещении уделяется экспонатам.
  2. Обеспечение хорошей видимости для каждого человека. Это касается не только освещенности экспонатов и других объектов, но и безопасности при передвижении и выделения всех опасных зон. Когда люди увлечены экспозицией, они могут не замечать ступени, перепады высоты пола и другие нюансы.
  3. Свет не должен наносить ущерба картинам и другим экспонатам. Это может происходить по двум причинам – слишком сильное излучение плохо воздействует на краски или декоративное покрытие или же тепло, исходящее от близко расположенных ламп будет постепенно разрушать поверхность.

    Подсветка может устанавливаться в отдельных модулях небольшого размера.
    Подсветка может устанавливаться в отдельных модулях небольшого размера.

Плюсы и минусы диодов

Светодиодное освещение в музей имеет ряд преимуществ перед другими вариантами, которые и сделали его самым популярным на сегодня:

  1. Безопасность для экспонатов. Светодиоды почти не выделяют тепла, поэтому не оказывают негативного воздействия на изделия. Кроме того, они работают от низковольтного напряжения, что повышает пожаробезопасность и исключает смертельное поражение током даже при нарушении проводки.

    Светодиодное освещение не вредит картинам.
    Светодиодное освещение не вредит картинам.
  2. Самое низкое потребление электричества среди всех вариантов. Светодиоды обеспечивают экономное освещение, при этом качество будет выше, чем у аналогов.
  3. Возможность регулирования яркости и цветовой температуры. Это важное преимущество для музейного освещения, так как можно подобрать лучший режим для каждого экспоната, используя одни и те же светильники. Регулировка занимает минимум времени.
  4. Ресурс оборудования составляет от 50 000 часов и более. Это самое долговечное решение, которое будет работать годами, даже если оно постоянно включено.

Светодиодные светильники компактны и могут иметь разные размеры и формы, что тоже важно для музеев и выставок.


Из недостатков выделяют достаточно высокую цену оборудования, но если учесть большой ресурс и малое энергопотребление, то все затраты быстро окупаются.

Что необходимо учитывать при установке света

При планировании освещения на выставках в первую очередь надо учесть такие аспекты:

  1. Определиться, какие впечатления должен вызывать тот или иной объект или изображение. Тут нужно опираться не только на собственные ощущения, но и на задумку автора.
  2. Соблюдать единую концепцию для всей выставки, учитывать специфику представленных изделий.
  3. Учитывать наличие естественного освещения, если оно есть, так как днем это будет влиять на восприятие выставки.

    Естественность цветопередачи –
    Естественность цветопередачи – важное требование для освещения на выставке.
  4. Цветовое оформление интерьера и его дизайн. Нельзя упускать из вида окружающую обстановку и ее особенности. Также значение имеют размеры помещений и их пропорции.

Воздействие на экспонаты

Любое освещение может нанести вред картинам или другим изделиям, так как излучает тепло и определенный спектр волн. Хуже всего воздействуют на краски ультрафиолетовое и голубое излучение, поэтому лучше исключать их из спектра.

В этом плане идеально подходят именно светодиоды, так как с ними несложно настроить цветность и минимизировать все негативные воздействия. К тому же они не сильно греются, поэтому светильники можно расположить на достаточно близком расстоянии.

Управление вниманием

За счет более яркого выделения отдельного участка не составит труда привлечь внимание посетителя к нему. Это позволяет задать общее направление движения, чтобы люди переходили от одного объекта к другому в определенной последовательности. При грамотном расположении элементы воспринимаются как часть единой коллекции, а не как разрозненные фрагменты.

Не стоит сильно усердствовать при выборе яркости света, так как нужно привлекать внимание, а не создавать дискомфорт для зрения или искажать восприятие из-за неправильно подобранной цветовой температуры.

Особенности светодиодного освещения музеев, выставок и галерей
С помощью света несложно управлять вниманием человека.

Направление светового потока и тень

Свет исходит от определенного объекта, который располагают сверху, сбоку, спереди или с любой другой стороны. За счет этого меняется восприятие, поэтому нередко требуется несколько светильников с разных сторон, чтобы правильно выделить какой-либо элемент или картину.

Выставочные объекты не должны затеняться проходящими мимо людьми. Также нужно учитывать естественное освещение в галерее при его наличии, так как лучи солнца могут нарушить гармонию света и искажать восприятие или же создавать дискомфорт для зрения из-за бликов и отраженных лучей.

Установленные нормы для музейного освещения

Особенности светодиодного освещения музеев, выставок и галерей
Установленные нормативными актами нормы освещения обязательны к соблюдению.

Основные нормативы можно найти в СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», а также других нормативных актах – СаНпиН, ГОСТ, отраслевых нормах и гигиенических требованиях. Многие их показателей устарели, поэтому сейчас ведется работа по приведению законодательства в современный вид. Основные требования такие:

  1. Для акварели, ткани и газетной бумаги минимальная освещенность составляет 50 люксов.
  2. Картины, написанные маслом, освещаются с интенсивностью в 150 Лк.
  3. При демонстрации ювелирных изделий и металлов норма 500 люксов.

Кстати! На сегодня важным моментом является уменьшение доли ультрафиолета в освещении.

Интеграция естественного и искусственного освещения

Если в помещении есть окна, а естественный свет не вредит экспозиции, нужно расставить объекты так, чтобы они не засвечивались из окон. Для регулирования интенсивности освещения на оконные проемы чаще всего ставят жалюзи или вешают плотные шторы.

Если в зале вешают картины или другие изделия, которые боятся ультрафиолетового излучения, то лучше, если окон не будет вообще. Проемы закрывают плотными ширмами, а на стекло клеят отражающую пленку.

Приемы, применяющиеся при освещении музеев, картинных галерей и выставочных залов

картины все равно дополнительно посвечиваются
В светлых помещениях картины все равно дополнительно выделяются.

Тут может быть большое количество вариантов, все зависит от особенностей выставки. Можно выделить основные направления, которыми стоит руководствоваться:

  1. Контраст света и тени для привлечения внимания к объекту.
  2. Выделение на общем фоне за счет необычного угла падения света.
  3. Динамическая подсветка – подходит для современных экспозиций.
  4. Небольшая разница в освещении, если помещение светлое.
  5. Обеспечение равномерности падения света на всю площадь объекта.
  6. Циклическое изменение яркости.

Лучше всего разработать общую концепцию и придерживаться ее.

Из видео узнаете: 4 секретных приема освещения для интерьера музея и магазина на трековых светильниках.


Освещение для музеев и выставок должно выделять все объекты, привлекать к ним внимание, но при этом не наносить ущерба краске или материалу изготовления. Важно соблюдать установленные нормы и не ставить светильники слишком близко.

Фото аватара
Панков Алексей

Инженер-электрик. Специалист по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Светилов
Добавить комментарий