Часть автомобилей ВАЗ-2110 сошла с заводского конвейера без противотуманных фар. При необходимости и желании, установку ПТФ можно выполнить самостоятельно.
Какие преимущества у авто с противотуманными фарами
Противотуманные осветительные устройства значительно повышают уровень безопасности движения в сложных метеорологических условиях. Диаграмма направленности светового луча ПТФ сформирована так, что он освещает нижнюю часть дороги, не создавая эффекта «светового экрана» и не ослепляя встречных водителей. При этом ширина луча позволяет видеть как разметку (разделительную и осевую полосы), так и обочину.
Кроме того, в соответствии с п.19.4 и 19.5 ПДД, противотуманные фары можно использовать в качестве дневных ходовых огней (вместо ближнего света).
Еще один момент – автомобиль с установленными ПТФ выглядит по иному в эстетическом плане. Для некоторых водителей это важно.
Выбор комплекта ПТФ на ВАЗ 2110
Для установки ПТФ надо приобрести сами фары (каталожный номер 2110-3743010-03) с установочными элементами:
- две пластиковые рамки – правую и левую;
- лампы с цоколем H1 (если фары продаются без них);
- болты М6х45 – 4 шт;
- гайки барашковые М6 – 4 шт.
Цвет линз может быть как классический желтый, так и белый. Принципиальной выгоды ни один вариант не дает. Дополнительно понадобится электротехнический комплект для подключения противотуманок. Можно приобрести по отдельности провода, колодки, реле и т.д. Но лучше купить готовый комплект, и здесь возможны несколько вариантов.
Для ВАЗ-2110 выпускаются два вида комплектов – полный и неполный. Они отличаются только наличием или отсутствием контрольной лампы (индикатора). Если в хозяйстве автолюбителя контролька или мультиметр уже есть, можно приобрести и неполный комплект.
В комплект поставки входит и кнопка включения противотуманных фар. Это актуально для автомобилей ранних годов выпуска. Более поздние «десятки» оснащаются европанелью, на которой кнопка включения уже установлена, а также выполнена часть проводки для подключения ПТФ. Для них есть смысл купить комплект для ВАЗ-2114.
Процесс установки в бампер
Часть бамперов для ВАЗ-2110 изготавливается с выштамповкой мест установки противотуманок. Если такой штамповки нет, место крепления придется выбрать и вырезать самостоятельно. При этом надо соблюдать требования ГОСТ:
- Передних противотуманных ламп должно быть две и они должны быть одинакового цвета.
- Любая точка ПТФ не должна быть выше нижней кромки фар ближнего света.
- Углы излучения должны соответствовать указанным на чертеже.
При установке в бампер ВАЗ-2110 пункт 2 выполняется автоматически, а если штатные места в бампере предусмотрены, то и об углах излучения также заботиться не надо (кроме небольшой регулировки по окончании работ).
Точное расположение ПТФ по горизонтали ГОСТ не регламентирует, но они не должны выходить за указанные на рисунке габариты.
Если места установки в бампере предусмотрены, то максимум, что придется сделать – снять заглушки (и то, если они есть). Если же бампер старого выпуска, то намеченные под установку окна придется вырезать.
Сделать это можно различными способами:
- с помошью нагретой металлической пластины;
- электролобзиком;
- насверлив по периметру будущего установочного места отверстий с последующей обработкой краев.
Если фару крепить болтами с наружной стороны бампера, это неблагоприятно повлияет на внешний вид. Лучше изготовить скобы из металлической полосы.
Скоба крепится изнутри. Головки метизов снаружи не видны.
Если фары устанавливаются в штатный бампер, установка заключается в снятии заглушек и креплении ПТФ с помощью барашков. Это позволяет в будущем легко демонтировать осветительные приборы для ремонта или замены. Операцию по установке в этом случае можно выполнить и не снимая бампера.
Установка ПТФ в бампер без выштамповки более трудоемка. Зато в этом случае можно смонтировать противотуманки от любых автомобилей. Надо лишь изменить форму и размеры вырезаемого отверстия.
Электрическая схема подключения
После установки фар их надо правильно подключить. Стандартная схема подключения, взятая из эксплуатационной документации, показана на рисунке:
- напряжение питания от аккумулятора в точке А подключается к переключателю наружного освещения 4 (включает габариты и ближний свет, а в доработанной схеме позволяет включить ПТФ);
- через предохранитель F1, расположенный в соответствующем блоке, напряжение питания приходит на кнопку включения противотуманок 6;
- при нажатии кнопки происходит ее фиксация во включенном положении и включается лампа подсветки, если на нее приходит напряжение от схемы освещения приборов;
- через замкнутые контакты кнопки напряжение подается на промежуточное реле 2 — оно необходимо, чтобы через кнопку не шел полный ток ламп (контакты кнопки на такую нагрузку не рассчитаны);
- при включении реле через его контакты напряжение через предохранители F4 и F14 подается на лампы, установленные в противотуманных светильниках.
Таким образом, противотуманки можно включить только после включения наружного освещения.
Не стоит подключать ПТФ параллельно габаритным огням. Элементы их проводки (кабель, предохранители, соединительные колодки) не рассчитаны на значительную дополнительную нагрузку. Это может привести к перегреву проводников, оплавлению изоляции и пластиковых элементов конструкции и другим проблемам.
Более подробно о подключении в статье: Схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Требования к монтажу
После установки светоизлучателей их надо подключить согласно штатной схеме. Удобно использовать стандартный комплект подключения. В него, помимо электротехнических элементов и установочных изделий, входит и монтажная схема с указанием распиновки штатных разъемов автомобиля.
Провода в комплекте идут с запасом по длине. Возможно, их придется укоротить по месту.
В первую очередь надо определить трассу прокладки проводов. Они не должны проходить рядом с узлами, подверженными во время езды сильному нагреву. Желательно прокладывать провода максимально совместно с существующими проводниками – их разработчики проложили правильно.
Перед началом монтажа надо заглушить двигатель и отключить аккумулятор (снять клеммы).
Проблему вызывает прохождение проводников через переднюю панель автомобиля к блоку реле. Хороший вариант – проложить провода через имеющиеся отверстия под трубки гидрокорректоров. Но этот метод требует снятия «жабо» и электродвигателя привода стеклоочистителя.
Можно просверлить дополнительные отверстия в передней панели. Но не стоит прокладывать провода в отверстии для троса сцепления – это может привести в дальнейшем к проблемам.
В остальном для прокладки и подключения можно пользоваться приложенной к комплекту инструкцией. Она достаточно подробна, и с ее помощью подключить комплект противотуманок на ВАЗ 2110 несложно. Единственный момент, который надо учесть – при установке реле в блоке может отсутствовать свободный слот. Если это так, реле можно установить на заднюю стенку блока – там для этого предусмотрено место.
Расположение кнопки включения ПТФ на приборной панели
В ВАЗ-2110 более поздних годов выпуска имеется штатная кнопка включения противотуманных фар. Она находится с левой стороны от руля, в непосредственной близости к кнопке включения внешнего освещения (габаритных огней).
На старой панели кнопки нет, ее придется устанавливать из комплекта. Возможны два варианта. На панели управления отопителем имеются несколько свободных заглушек для установки дополнительных органов управления. Кнопку включения ПТФ можно разместить там.
Другой вариант – над клавишей включения габаритов и ближнего света имеется заглушка. Ее можно снять, и на освободившееся место установить кнопку включения противотуманок.
Установка противотуманых фар не запрещена правилами, и даже рекомендуется – это повышает безопасность движения. При наличии даже начальных слесарных и электромонтажных навыков это несложно сделать самостоятельно. Но если уверенности в своих силах нет – можно обратиться в автосервис.