Описание и особенности театрального освещения сцены

Освещение сцены имеет ряд особенностей. Чтобы сделать его правильно, стоит предварительно изучить тему и понять, какие принципы используются для организации сценического света.

Описание и особенности театрального освещения сцены
Свет – неотъемлемый атрибут любой сцены.

Основные особенности

Театральное освещение имеет свои отличия и организовывается с учетом нескольких основных принципов, которые всегда неизменны:

  1. Свет не является отдельным элементом, он входит в общий комплекс оформления и нужен для создания образа происходящего. За счет освещение обеспечивается хорошая видимость и акцентируется внимание на отдельных участках сцены или исполнителях.
  2. Система освещения не может быть статичной, она состоит из множества элементов, которые нужно включать или выключать в определенный момент, чтобы играть светом и тенью. Особенно сложно обеспечивать динамику действия, в этом случае от изменения освещения зависит восприятие происходящего.
  3. На сцене дома культуры или любого другого заведения проходят концерты, представления и другие мероприятия. И на каждом из них нужно четко освещать происходящее, поэтому необходимо заранее все продумать и настроить эффекты во время репетиций.
  4. Источники света выполняют различные функции и не могут использоваться всегда. Перед тем, как выбрать тип оборудования, надо продумывать, какие композиции будут создаваться. Лучше делать систему, которая легко трансформируется.
сотни светильников.
На большой сцене задействуются десятки, а то и сотни светильников.

Неважно, где делается освещение – в театре, на школьной сцене и т.д., надо учитывать динамику действия, чтобы обеспечить нужный эффект. Желательно, чтобы была возможность внесения изменений, так как статичный свет не дает должного эффекта.

Виды освещения

В зависимости от количества используемого оборудования выделяют две основные разновидности. У каждой есть особенности, в которых надо разобраться заранее.

Одиночный источник света

Вариант сложен в реализации, так как для освещения сцены требуется установить прожектор на значительном расстоянии. Чем больше освещенная область, тем дальше нужно ставить оборудование, что не всегда возможно в небольших залах.

С помощью этого приема можно выделить одного выступающего или солиста. Свет почти не поддается регулировке, невозможно расставлять цветовые акценты. Он настраивается на конкретную точку, чаще всего посередине, на полу часто ставят метку, чтобы человек понимал, где ему надо располагаться для лучшего эффекта.

источник света может располагаться сверху.
Иногда одиночный источник света может располагаться сверху.

Если человек отойдет вглубь сцены, то освещенность резко снизится.


Тут также надо помнить простое правило – чем меньше источник света, тем резче граница света и тени на сцене. А большие прожектора наоборот выделяют большой участок, но при этом перепад в освещенности не такой явный.

Использование нескольких источников света

Чтобы сделать универсальный и быстро меняющийся свет на сцене, лучше использовать разные варианты:

  1. Может быть задействовано много оборудования: спереди, сзади, снизу, сверху, по сторонам и т.д.
  2. Используют любые типы освещения. Все зависит от конкретных условий и целей.
  3. Несколько вариантов с каждой стороны, чтобы компонуя разные режимы можно было добиться любого эффекта.

Все источники света нужно объединить в одну систему.
Все источники света нужно объединить в одну систему.

Кстати! Если сцена используется для разных целей, лучше отдавать предпочтение движущемуся оборудованию или светильникам, которые можно отрегулировать как угодно.

Как выбрать угол падения света

От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:

  1. Горизонтальный или плоский – светит прямо и совпадает с тем, как видят сцену зрители из зала. Это фоновое освещение, которое обеспечивает хорошую видимость, чаще всего используется в качестве вспомогательного.
  2. Заднее освещение идет от обратной стороны сцены, может быть как скрытым, так и открытым. Его используют для придания драматизма или выделения силуэтов тех, кто находится на сцене.
  3. Боковой свет чаще всего располагается по сторонам, нередко его скрывают за кулисами. За счет него можно акцентировать внимание на происходящем на сцене.
  4. Верхнее освещение может находиться как на потолке, так и на специальной балке, которая поднимается или опускается. Создает ощущение монументальности, но может дать и давящий эффект.
  5. Рамповый свет исходит из специальной ниши, которая может располагаться как почти под ногами у тех, кто находится на сцене, так и немного впереди них. Больше всего подходит для концертов и эстрадных выступлений, так как выглядит искусственно.

    металлический каркас.
    Часто для монтажа освещения ставят металлический каркас.
  6. Верхний передний устанавливают в нише или на балке, которая находится под потолком перед сценой. Одно из лучших решений, позволяющее создать естественную атмосферу и погрузить зрителей в происходящее на сцене.
  7. Диагональная подсветка уходит под углом и позволяет создать интересные тени или подчеркнуть определенные ракурсы, чтобы придать оригинальность происходящему.

Эффект от каждого из вариантов отличается на разных сценах.

Как совмещать разные углы сценического освещения

Подсветка сцены – сложная система, в которой невозможно добиться хорошего эффекта, не совмещая различные углы освещения. При этом нужно помнить целый ряд особенностей:

  1. Чтобы сделать фигуру или объект контрастнее и визуально приблизить к зрителю, нужно выделить их с помощью заднего освещения. При этом можно приглушить основные источники света для наибольшей выразительности. А использование только заднего освещения обеспечит драматический эффект в нужный момент.
  2. Сочетание разных углов при освещении выделяет определенный объект. За счет преобладания яркости того или иного светильника можно менять восприятие зрителей, тут нужно заранее подбирать оптимальное сочетание, понимать, как действует тот или иной вариант.
  3. Чтобы акцентировать внимание на одном объекте и удерживать на нем внимание нужно, чтобы при освещении преобладал только один источник света. Остальные несут вспомогательную функцию, причем уменьшение их интенсивности дает лучший эффект.

    может использоваться сразу несколько вариантов освещения.
    В один момент может использоваться сразу несколько вариантов освещения.
  4. Не нужно сочетать все возможные варианты одновременно. Лучше всего выбрать 1-2 подходящих угла освещения и сделать их приоритетными, остальные могут служить фоном. А если оставить только небольшую часть освещения, можно акцентировать внимание в нужный момент, чтобы добиться лучшего эффекта.

Для театральных постановок часто нужно имитировать реальные источники света на сцене – фонари, светильники и т.д. В этом случае подбираются решения, которые не будут слепить зрителей, но при этом обеспечат реалистичность.

Что надо учесть при создании схем сценического освещения

Так как система зависит от размера и формы сцены, особенностей зала и от того, что будет происходить, давать конкретные рекомендации нет смысла. Лучше всего соблюдать общие принципы для создания идеальной схемы:

  1. Лучше отдавать предпочтение динамическому освещению, от статического зрители быстро устают и внимание неизбежно рассеивается.
  2. Для создания драматического эффекта и привлечения внимания можно приглушать свет на короткий период, но злоупотреблять этим не стоит.
  3. За счет заливающего освещения обеспечивается хорошая видимость происходящего на сцене. С помощью направленного света можно акцентировать внимание на нужных объектах, а динамическое освещение обеспечит разнообразные эффекты.
  4. Лучше всего сочетать разные варианты оборудования, чтобы можно было играть светом и за счет этого подчеркивать происходящее на сцене.
Описание и особенности театрального освещения сцены
Проще всего обеспечивать освещение обучающих и других подобных мероприятий, там не нужны эффекты, главное – хорошая видимость.

Лучше использовать систему управления, которая будет выполнять сценарий по заданному алгоритму без вмешательства людей.

В завершении рекомендуем видео по теме:


Создать надежную систему освещения сцены непросто, но если разобраться во всех нюансах, то можно добиться хорошего результата. Важно сочетать разные углы освещения и использовать оборудование, подходящее под конкретные условия.

Фото аватара
Панков Алексей

Инженер-электрик. Специалист по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Светилов
Добавить комментарий