Подбираем под дизайн интерьера
Несмотря на развитие альтернативных видов освещения жилых помещений люстры в интерьере рассматриваются как классическое решение для большинства, хотя и с некоторыми поправками относительно модных тенденций. Изначально идея люстры была в том, чтобы сгруппировать свечи, лампады, а позже и электрические лампы как можно выше для максимального рассеивания света по площади. Во французском языке Lustre имеет несколько значений, но основные из них — блеск и глянец. Соответственно это не просто собранные вместе несколько лампочек, подвешенные под потолком, но и предмет, придающий определенный шарм помещению.
По стилю
Прежде всего необходимо понять, что любые потолочные светильники рассматриваются в конкретном интерьере исходя из их соответствия дизайну помещения. Совершенно неуместно и дико будет выглядеть пафосное и массивное, позолоченное паникадило в окружении космических мотивов хай-тек. Точно так же минималистический или индустриальный плафон в готической или деревенской обстановке создаст резкий диссонанс. Впрочем, возможны некоторые комбинации близких по стилистическому смыслу или даже контрастирующих, но совпадающих по одному только тону, материалу или форме элементов. Классификация потолочных светильников по стилю довольно обширна, но основные виды дизайна это:
- старинные — включают в себя барокко, замковый, ампир и готический стили. В некоторой степени их можно комбинировать между собой: вычурность изгибов и пышность форм присуща каждому из них;
- ретро — винтажные мотивы начала XX столетия, имитирующие газовые или керосиновые светильники могут комбинироваться с направлением стимпанк: соответствующему времени, но более фантастическому и оригинальному;
- индустриальные — лофт, модерн, хай-тек, минимал — все эти стили имеют общую основу в виде современных материалов и практичности форм. Способны совмещаться при соблюдении цветовой гармонии, хотя современный хай-тек может диссонировать с лофтом, отражающим индустриальные веяния 70-х годов 20 века;
- природные — включают в себя деревенский, флористический и большую часть этнических стилей, вроде африканского, японского или марроканского. Этнические направления должны соответствовать дизайну комнаты. Исключением может быть скандинавский стиль, своим минимализмом вписывающийся в тематику модерн или даже лофт.
В интерьере люстры выполняют акцентирующую функцию, когда среди спокойной цветовой гаммы и минимализма светильник выделяется, приковывая взгляд.
По виду крепления
То, как будет крепится люстра к потолку, в большей степени зависит не столько от ее конструкции, сколько от параметров комнаты.
Крепятся такие люстры, как правило, на крюк, вкрученный в потолок. Для бетонных перекрытий применяются анкерные крепления.
Подвесные и гипсокартонные потолки не представляют собой надежную основу для крепления массивных конструкций, поэтому крепежные устройства устанавливаются еще до монтажа подвесных потолков.
Второй вариант крепления — одинарная или крестообразная монтажная планка.
Расстояние между болтами у большинства моделей индивидуально, поэтому крепежные планки идут в комплекте с прибором.
По материалу
В каждом стиле преобладают те или иные наборы материалов. В природных дизайнерских композициях соответственно центральное место занимают дерево, бумага и ткань. Дерево обязательно нуждается в лакокрасочном покрытии, так как со временем пересыхает и трескается от близкого источника тепла.
Бумажные и тканевые конструкции присущи азиатским стиля и некоторым дизайнерским решениям. Эти материалы со временем пропитываются пылью, но специальные пыле– и влагозащитные пропитки этот недостаток исключают.
Металл и стекло считаются надежными и универсальными материалами для осветительных приборов. Во-первых, они подходят для большинства интерьеров. Во-вторых, их термическая и химическая устойчивость позволяет эксплуатацию практически в любых условиях на протяжении многих лет. Преломление света ламп в этих материалах делает их похожими на бриллианты. Причем вовсе не обязательно чтобы это были классические подвески: возможности хрусталя и страз Сваровски позволяют применять их в любых композициях, вплоть до хай-тек.
Самый доступный и простой материал — пластик. Считается, что это не лучшее решение в большинстве случаев, но современные полимеры могут быть и термостойкими и даже в некоторой степени экологичными, если изготовлены по стандартам.
Как правильно подобрать для комнаты
Для некоторых помещений имеются определенные предпочтения по выбору потолочных светильников. Это касается как материала, так и размера, формы, цвета.
Спальня
В спальне для взрослых, как правило, допустимо использование низко висящих конструкций пастельных и спокойных расцветок. Излишняя яркость тут будет излишней. Кроме основного освещения, возле кровати устанавливаются торшеры или настольные светильники малой мощности.
Гостиная
Так как здесь проводятся приемы гостей, различные развлекательные мероприятия, то освещаться зал должен ярко и много. Если помещение вытянутой формы, то устанавливаются несколько люстр таким
Детская
Несмотря на простоту пластика, он более всего подходит для детской комнаты, с учетом подбора наиболее экологичного варианта. Сюда нельзя устанавливать хрупкие стеклянные конструкции. Лучше применить накладные светодиодные светильники, установленные вплотную к потолку. Желательно, чтобы источник света был закрыт прочным плафоном.
Прихожая
Коридор в большинстве планировок имеет прямоугольную форму. Соответственно сюда устанавливается либо длинная люстра на штанге, либо ряд одинаковых светильников. В большой яркости комната не нуждается, но освещена должна быть равномерно.
Кухня
Кухонное освещение, как правило, комбинированное. Над рабочей зоной устанавливаются софиты, а люстры подвешиваются над обеденным столом, иногда довольно низко: на расстоянии 80–120 см. Для правильной атмосферы используются мягкие, ненавязчивые тона и расцветки, но яркость света должна позволять без труда проводить мелкие манипуляции.
Модные тенденции 2021
Конец 2020 года положил начало тренду, который держится на трех китах:
- Обилие света.
- Разнообразие вариантов оснащения на разных уровнях.
- Комбинации близких по стилистическому смыслу предметов дизайна.
Максимальная освещенность достигается не столько мощностью ламп, сколько их количеством. В этом смысле дизайнеры предлагают устанавливать несколько одинаковых или похожих люстр в пространстве одной комнаты.
Этот тренд продолжается уже несколько лет, но в 2021 идет упор на правильность геометрии при разных пропорциях. При этом внимание уделяется многоуровневой декоративной подсветке. В этом плане история развивается по спирали, и несправедливо забытые бра и торшеры выступают уже совместно со студийными светильниками на высоких штативах.
Если высота потолков или теснота помещения не позволяет размещать бра на стандартной высоте, то целесообразно помещать их вдоль стен под потолком. Таким образом, комната визуально вытягивается и становится объемнее, особенно если совмещается с подсветкой плинтусов.
Отдельный пункт отдается зонированию пространства за счет скрытых за предметами интерьера ламп, освещающих мебель. Реализуется это чаще всего установкой светодиодных лент, как наиболее компактных и экономичных источников света.
И хотя LED-подсветка больше подходит для минималистичных стилей вроде хай-тек, при правильном подходе светодиодные ленты комбинируются даже с псевдо-деревенскими светильниками и даже исключительно природной тематикой.
Особый уклон все же продолжается на включение природных направлений в минималистичные или индустриальные стили. К примеру, дизайнерский тренд в виде пчелиных сот в различных исполнениях вполне подходит как для модерна, так и для старинной обстановки.
Любителям старины, ретро и лофта подойдут оригинальные светильники с уклоном на хэндмейд.
Кроме дерева и железа, мода вновь делает откат к хрусталю, но уже в современном амплуа. Хрусталь вообще представляет собой универсальный материал, и с каждым витком моды будут раскрываться новые его грани.
Разнообразные варианты «пауков» вписываются в индустриальные стили, а мирным и уютным обстановкам придают пикантности.
Если в прошедшем году были популярны шары на разных уровнях, то новый год дает старт различным конусам в одной плоскости.
Одним из трендов года стало использование света и инструментов освещения как методов декора. Не обошла мода и романтичное ночное освещение. Особенным шиком стали торшеры и ночники, создающие разнообразные фигуры при помощи теней.
Впрочем, сами люстры тоже могут представлять собой центральную фигуру в интерьере. Каждый такой светильник сам по себе уже предмет искусства и способен вводить человека в атмосферу сказки.
Как показал прошедший 2020-й, долгое пребывание в стенах дома приводит к повышенным требованиям относительно стилистики помещения, так как все элементы декоративного оснащения не должны быстро «приедаться» и становится скучными. Ситуация дала толчок к поиску новых способов разнообразить быт, а эксперименты со светом показали перспективность этого направления. Конечно, дизайнеры осветительных приборов не упустят такой возможности, но при наличии вкуса любой человек способен демонстрировать шикарные результаты. Собственными руками тоже изготавливаются прекрасные вещи и некоторые изделия из серии хендмейд могут соперничать с произведениями дизайнерских студий.