Группировать несколько источников света в один комплекс приходилось с тех пор, когда человек научился освещать свое жилище свечами и лампадами. На большую площадь одной свечи не хватало, что стало причиной для изобретения различных канделябров — подсвечников для нескольких свеч, а поместив их повыше, к потолку, удалось добиться равномерного рассеивания света. Так и возникли первые люстры — осветительные приборы из нескольких подсвечников, лампад, а теперь уже электрических ламп, крепящиеся под потолок. И несмотря на возросший спрос на точечное освещение, зональную подсветку неоновыми лампами и светодиодными лентами устоявшаяся концепция осветительной технологии древних времен не только не исчезла, но и стала развиваться параллельно. Дело в том, что при творческом и грамотном подходе к оформлению жилья разные виды светильников комбинируются, заменяя или дополняя друг друга по необходимости.
Впрочем, основные виды люстр проектируются как самодостаточные приборы, а комбинации устраиваются скорее из эстетических, нежели практических соображений. Дополнительные светильники на среднем и нижнем уровнях, как правило, размещаются неприметно, помогая зонировать пространство, не контрастируя на общем фоне и выделяя люстру как центральный дизайнерский объект.
Разновидности стилей
Разные типы светильников и люстр группируются исходя из внешних данных и все, что остается — установить модель, либо в точности соответствующую дизайну интерьера, либо резко контрастирующую с ним, но при этом совпадающую по одной из категорий: цвет, фактура или материал.
Индустриальный
Стиль имеет несколько подвидов:
- лофт — наиболее точно отражающий суть индустриализации. Конструкция продумана с позиции практичности и лаконичности, но с некоторым шармом, присущим заводам и предприятиям 60-х годов двадцатого столетия в соединенных штатах. Крепления в виде штанг с цепями или тросом удерживают металлические отражатели темных, немарких тонов. На лампе иногда присутствует защитная решетка;
- хай–тек — современное направление со взглядом в будущее. Четкая, выверенная геометрия арматуры ограничена некоторым рационализмом. Диодные или галогенные лампы гармонируют с хромированной, блестящей или матовой фурнитурой из стали и стекла. Общее впечатление наводит на мысль о космических кораблях, телепортах и прочих прелестях научно-фантастических блокбастеров;
- модерн — сочетание индустриальных нот в виде практичных форм и материалов, но уже с некоторой оглядкой на классический дизайн. Формы более плавные и гармоничные, в фурнитуре зачастую не обходится без хрусталя и полудрагоценных камней. Компромисс между фантастичностью будущего и изысканностью эпохи Возрождения;
- минимализм — название определяет суть стиля. Ничего лишнего, только строгость, лаконичность, целесообразность. Выверенные пропорции, минимальный набор материалов (сталь, пластик, стекло) и форм (круг, квадрат, таблетка или пирамида). Тем не менее, при творческом подходе прекрасно вписываются в соответствующий интерьер.
Скандинавский
Основное правило стиля — сочетание экологичности с минимализмом. Арматура практически всегда выполнена из дерева натурального цвета, иногда окрашенного в мягкие, неброские тона. Круглые или квадратные плафоны изготавливаются из стекла, дерева с включением камня. Лампы чаще всего свисают низко, что объясняется недостатком солнечного света в скандинавских регионах и необходимостью разместить светильник ниже, заодно сэкономив на мощности источника света. Брутальность этих люстр применима в интерьерах с природным, классическим и при этом минималистическим уклоном.
Замковый
Благородство средневековых замков требует пространства поместья или пентхауса, так как в тесном помещении квартиры массивная люстра из дерева, кованых элементов арматуры и фурнитуры будет смотреться притянуто. Дерево и железо искусственно состаривают или покрывают краской, имитирующей золото, серебро, бронзу или медь. При определенной брутальности конструкция не лишена металлических или деревянных декоративных деталей в виде оружия, гербов, щитов. Лампочки в форме старинных свечей помещают в дутые стеклянные плафоны, а иногда оставляют без оболочки для наглядности. В гостиную подойдут двухъярусные, низко висящие конструкции.
Барокко
Характеризуется словом, которое в смысловом переводе означает излишество. Многоярусные, пышные люстры состоят из множества завитков, изгибов, мелких деталей фурнитуры из драгоценных камней, позолоченных цепочек, и хрустальных подвесок, плотность которых иногда зашкаливает. При этом используются комбинации из стекла, металла, гипсовых, каменных элементов, окрашенных в контрастирующие или однотонные цвета.
Ампир
Отображает эпоху французского империализма времен Наполеона Бонапарта. Выделяется помпезностью и неизлечимым пафосом, выраженным в тяжеловесных люстрах из кованой или литой бронзы. Присутствует отделка из гипсовой позолоченной лепнины, резного дерева, хрустальных и фарфоровых плафонов, разноцветных бус, подвесок, окрашенных в цвета французского флага. Лампы в форме свечей, характерных для того периода, чаще всего оставляют открытыми.
Ретро
Суть стиля наиболее удачно выражена двумя направлениями:
- винтаж — отражает романтические веяния моды тридцатых годов, когда предпочтение отдавалось стеклянным, металлическим решетчатым плафонам, конусным отражателям, висящим на цепях или веревках. Изделия выполняются в темных тонах, контрастирующих с медью и бронзой. Некоторые изделия повторяют конструкцию керосиновых или газовых ламп конца IX – начала XX ст. В качестве источников света применяются старинные лампы с нитью накаливания;
- стимпанк — симбиоз винтажа с лофтом, но с уклоном в фантастику на тему: «как было бы, если бы техническое развитие остановилось на эпохе ретро». Модели отличаются от винтажа вычурными и креативными формами с включением в конструкцию люстры различных шестеренок, аналоговых циферблатов, водопроводных труб и механизмов. Все эти декорации несут намек на возможную функциональность, о которой только остается догадываться. Комбинация с лампами Эдисона усиливает фантастический эффект.
Арт-деко
В четко ограниченную круглую или квадратную форму вмещают экзотические элементы архаичных и античных решений с некоторой пышностью более позднего барокко. Разновидности тех или иных люстр этого стиля отражают географические факторы, присущие народам ближневосточных, африканских и южноевропейских регионов.
Этнический стиль
Представляет собой квинтэссенцию характера конкретного этноса в тот или иной промежуток времени, например:
- индийский — группа ламп помещается в круглые, пестрые абажуры из ткани или разноцветных стеклянных подвесок;
- марокканский — витражные плафоны сформированы из круглой или граненой металлической рамки, в которую вклеивают разноцветные стеклышки с преобладанием желтых, красных, зеленых и синих цветов павлиньего пера;
- африканский — самый экзотический вариант. В качестве материалов для арматуры и абажура используются дары африканской саванны: кости, шкуры, перья, камни, ветки кустарников и тростника. Стеклянные абажуры выдержаны в контрасте черного, красного, и желтого цвета;
- британский — в классическом виде это демонстрация английской сдержанности, консерватизма и чувства превосходства, выраженного в использовании аккуратных пропорций, пастельных тонов. Абажуры делаются, чаще всего из металла, обтянутого тканью или из матового стекла.
Флористический
Выполненные в классическом стиле люстры с флористическим уклоном обязательно имеют в конструкции цветы и листья.
Деревенский стиль
В основе дизайна лежат три материала: грубо обработанное дерево, кованое железо, старинные ткани. Все элементы искусственно состариваются. Некоторые изделия представляют собой модифицированные предметы быта, например, колеса от телеги или прялки, глиняные горшки, коромысла.
Восточный
Представлен двумя направлениями исходя из культуры арабских и азиатских народов:
- ближневосточный стиль — связан с мусульманской религией арабов. Их светильники символизируют небесные светила или купола мечетей. Арабы любят демонстрировать богатство и роскошь в использовании золота с драгоценными камнями или их имитацией.
- дальневосточные люстры — прямая противоположность арабским. Китайские фонари представляют собой относительно простые конструкции из проволоки или дерева, обтянутые рисовой бумагой с изображениями иероглифов, драконов, птиц, сюжетов из китайского эпоса. В дизайне практически отсутствуют другие цвета, кроме белого, черного, красного, а также их оттенков.
Япония
Родина самураев в дизайне осветительных приборов концепцию не меняет. Это крайняя степень восточной строгости и консерватизма. Японские люстры, как правило, квадратной или прямоугольной формы. Корпус абажура изготавливается из дерева или металла, обтянутого тканью, бумагой. Цветовая гамма, как и у Китая, ограничена всего несколькими цветами, в том числе красным, белым и черным, где белый преобладает в бежевых тонах.
Модели люстр
Классификация подвесных светильников иногда напрямую зависит от материала, из которого изготовлена бо́льшая часть элементов конструкции. В связи с этим некоторые изделия называются по преобладающему материалу.
Хрустальные
Стекло само по себе не так уж пластично, чтобы из него легко изготавливались мелкие дизайнерские детали. Для облегчения этого процесса в состав силикатного или кварцевого стекла добавляют присадки: свинец, цинк, барий. Эти вещества изменяют проницаемость и отражающую способность поверхности деталей, превратив обычную стекляшку в сверкающее всеми гранями изделие. Пиком достижения в этой области стали полудрагоценные камни Сваровски – искусственный хрусталь, максимально похожий на бриллиант в свете ярких ламп. Подвесные светильники из хрусталя не утрачивают актуальности, так как их дизайн постоянно изменяется и совершенствуется.
Металлические
Пластичность металла безгранична, а его применение ограничено только полетом фантазии. Заводские светильники производятся методом проката и штамповки. В некоторых случаях, если необходимы модели в стиле ампир или барокко, арматура отливается в формах. Современные стальные и алюминиевые сплавы давно заменили тяжелые или сложные в обработке бронзу, медь, чугун, а цвет и текстура регулируется различным лакокрасочным покрытием, никелированием, хромированием, воронением. Мода поддерживает в тренде кованые изделия ручной работы, сделанные на заказ кузнецами.
Деревянные
Сравнительно капризный материал. Так как дерево легко воспламеняется, то деревянные люстры требовательны к максимальной температуре лампы. Со временем места склеивания под воздействием влаги и перепада температур расходятся, поэтому в помещения с повышенной влажностью деревянные светильники не устанавливаются. Не под каждый интерьер подойдет такой прибор. Хотя в Европе сейчас набирает обороты стремление к экологичности, но использование пропиток и лаков сводит на нет природную безопасность дерева, а без них поры быстро забиваются пылью. Выбор оправдан только при формировании дизайна помещения в деревенском, этническом или замковом стиле.
Текстильные и бумажные
Легкость таких светильников позволяет сэкономить на крепежных элементах, а по стилю они достаточно универсальны, но у ткани и бумаги тоже есть особенности. Текстиль и бумага без специальной пропитки накапливают влагу и пыль, поэтому ткань приходится стирать, а бумагу протирать щеткой, что приводит к их износу.
К тому же выбор ламп для таких абажуров ограничен LED-элементами, не представляющими опасности для легковоспламеняемых материалов. Впрочем, простота изделия позволяет изготавливать плафоны самостоятельно, экспериментируя с формой, цветом, фактурой.
Люстры-вентиляторы
Светильник, вмонтированный в невращаемую ось вентилятора. Симбиоз двух приборов создан для помещений с повышенной температурой и влажностью, зон отдыха, особенно в странах с жарким климатом.
Светодиодные
Находка не только для стиля хайтек, но и минимал, а в некоторых случаях можно экспериментировать с модерном или лофтом. Традиционных плафонов у приборов нет, а форма арматуры идет в плоскости LED-ленты. При наличии специального модуля можно управлять не только яркостью, но и цветом светильника. Единственный недостаток — сложность с заменой светодиодных лент.
Люстры Тиффани
Модерновые светильники из разноцветных кусочков стекла, завернутых в фольгу и спаянных между собой оловом. Технология названа по фамилии ее изобретателя. Все модели ручной работы и существуют в единичных экземплярах, что повышает не только их эстетическую, но и реальную ценность.
Люстры–пауки
Удаленные друг от друга по радиусу лампочки со штангами или проводами, сходящимися в одной точке. Прибор имеет форму, напоминающую тело и лапки паука. Проводники могут быть в пластиковой или текстильной оболочке различных цветов. Концепция позволяет равномерно осветить большую площадь, но подходит только для готического или индустриального стиля.
Дизайнерские люстры
Штучные изделия, представляющие собой произведения искусства от известных дизайнеров и студий. Изготавливаются вручную по оригинальным концепциям.
Словесное описание каждой модели может затягиваться до бесконечности, поэтому лучше один раз увидеть суть творческого подхода, не ограниченного жесткими рамками и стилями.
Дизайнеры экспериментируют с драгоценными камнями, кристаллами, шелком, стеклом, металлом, природными материалами и формами — в общем, со всем, на что хватает полета фантазии.