Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля

Тонирование окон автомобиля придает дополнительный комфорт при эксплуатации машины, а также улучшает эстетическую привлекательность авто. Для затемнения стекол можно обратиться на станцию технического обслуживания, но можно выполнить эту процедуру в домашних условиях.

Виды автомобильной тонировки

Существует несколько способов затонировать окна автомобиля.

  1. Тонирование методом напыления. Выполняется в заводских условиях. Требует специального оборудования, без которого равномерный прочный слой получить не удастся.
  2. Наиболее инновационной системой является фотохромная (электронная) тонировка. Ее суть состоит в том, что стекло выполняется в несколько слоев (обычно два или три). Один слой изготавливают из материала, который может изменять светопропускание под действием электрического тока или электрического поля. Управляя воздействием на этот слой (с панели автомобиля или посредством ПДУ), можно изменять уровень освещенности внутри салона. Минус один – чрезвычайно высокая стоимость.
  3. Двойная тонировка. В двери устанавливается второе стекло, при необходимости его можно опускать или поднимать. Требует переделки механизма стеклоподъемника, пригодна только для боковых окон.
  4. Пленочная тонировка наиболее популярна среди автовладельцев. Она выполняется наклеиванием специальной пленки, светопропускание которой задано производителем. При относительно небольшой цене позволяет добиться хороших результатов даже при выполнении процедуры самостоятельно. Чаще всего применяются пленки на основе полиэтилена или силиконового полимера. Первые можно приклеивать один раз, вторые считаются пригодными для многоразового применения.
  5. К этой категории относится также съемная тонировка. Пленка в этом случае крепится липким материалом к поверхности.

Менее популярно, но вполне выполнимо «в гараже» тонирование нанесением химического состава. Требует высокотемпературной сушки снятого с автомобиля стекла.

Какая тонировка разрешена

Законодательство в этом плане периодически меняется. В 2022 году ГОСТ 33997-2016 разрешает тонировать окна таким образом, чтобы:

  • светопропускание лобового стекла было не ниже 70%;
  • светопропускание боковых стекол – не ниже 70%;
  • остальные боковые, а также заднее – без ограничений.

Надо учитывать, что светопропускание затонированных окон складывается из двух составляющих:

  1. Уровень светопропускания собственно тонировки.
  2. Уровень светопропускания стекла.

Вторая величина никогда не бывает равна 100%, поэтому на долю тонировочной пленки приходится остаток. Так, если стекло пропускает лишь 90% света, то на долю затемнения остается только оставшиеся 20% (светопропускание 80%), а если 85 – то только 15% (светопропускание 85%). Если стекло задерживает еще больше света, то тонирование не имеет особого смысла – пленка должна быть практически прозрачной. На практике это означает, что тонировка переднего и водительских боковых стекол запрещена. Достичь нужного уровня светопропускания не получится.

Мнение эксперта
Панков Алексей
Инженер-электрик.

Специальность: Проектирование и монтаж изделий электротехники.

Задать вопрос
Перед поездкой за границу на автомобиле надо внимательно изучить законодательство государства въезда (и транзита). В некоторых странах правила значительно отличаются от российских, а бывает, что тонировка стекол запрещена вообще.

За нарушение правил тонировки предусмотрена административная ответственность. Ее нижняя граница в 2022 году – штраф 500 рублей, верхняя – арест до 15 суток.

Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
Измерение светопропускания

Подготовительные работы

Успех тонировки определяет тщательность подготовки. Свою роль играет подбор инструментов.

Виды пленок и выбор подходящей

Чтобы выполнить процедуру самостоятельно, в первую очередь, надо подобрать собственно пленку с нужным коэффициентом затемнения. Лучше сразу выбирать качественный материал, несмотря на более высокую стоимость. Он позволяет получить хороший результат, держится прочнее, прощает некоторые мелкие ошибки. Пленки для затемнения салона делятся на следующие категории:

  1. Металлизированная. В полимерную основу вводится мелкодисперсный порошок алюминия. Хорошо поглощает солнечный свет, но не менее хорошо и радиоволны. Качество мобильной связи внутри салона обычно ухудшается.

    Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
    Покрытие металлизированной пленкой
  2. Материал типа Infinity — другой вариант металлизированного покрытия, только алюмиинй напыляется на полимерную поверхность. Плюсом являются расширенные дизайнерские возможности.
  3. Комбинированный материал представляет собой цветную пленку в сочетании с металлическим напылением. Изменяя соотношение и градиент нанесения металла, можно получать различные цветовые эффекты.

    Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
    Комбинированная пленка
  4. Атермальные тонировки задерживают большую часть инфракрасного излучения и хорошо защищают салон от нагрева.

    Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
    Атермальное покрытие
  5. Спаттерные материалы не содержат металлических частиц. Окраска наносится посредством ионно-обменных процессов.

Заключительным пунктом выбора пленки является ее характеристика задержки света. Выбирается материал таким образом, чтобы пропускать свет в соответствии с действующими нормами.

Тонирование зеркальной пленкой в России запрещено для всех окон автомобиля.

Необходимые материалы и инструменты

Для выполнения тонировки своими руками понадобится следующий набор инструментов:

  • острый нож для разрезания материала (удобно пользоваться канцелярским ножом);
  • промышленный фен для разогрева клеевого слоя;
  • раствор шампуня для подготовки поверхности (без тонирующих добавок!);
  • пульверизатор (распылитель) для распыления моющего раствора;
  • резиновый шпатель или валик для разглаживания полотна;
  • мягкая ветошь.

По ходу выполнения работ могут понадобиться и иные инструменты и приспособления.

Расчет необходимого количества материалов

Потребное количество пленки выбирается в зависимости от потребной площади стекол. Надо измерить длину и ширину каждого стекла, найти площадь (не забывая о припуске в 1..2 см с каждой стороны). Замеры можно производить рулеткой или другим приспособлением (линейкой, портновским сантиметром и т.п.). Затем общую площадь всех стекол надо сложить и взять запас не менее 10%.

Как правильно вырезать тонировку

Вырезать куски пленки надо по размерам стекла с припуском по краям 1..2 см. Если опыта недостаточно, можно сначала вырезать шаблон из другого материала (полиэтиленовой пленки, клеенки и т.п.). Приложив шаблон непосредственно к стеклу, можно проверить правильность разметки. Если все получилось, шаблон можно наложить на развернутый рулон пленки и обрезать ножом по контуру.

Раскройка производится по наружной поверхности, а оклейка – по внутренней.

Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
Подрезка материала по размеру с припуском

Предварительная тренировка

Если процедура производится впервые, можно предварительно потренироваться на небольших ненужных кусках стекла. Тренировка поможет отработать технологию, почувствовать материал и избежать ошибок при работе на реальном автомобиле.

Инструкция по выполнению тонировки

Любая тонировка начинается с подготовки поверхности. Стеклянная плоскость должна быть тщательно обезжирена и отмыта раствором моющего средства. Его надо нанести пульверизатором, выдержать несколько минут и стереть ветошью. После этого надо тщательно осмотреть поверхность на предмет оставшихся твердых частиц и, при необходимости, повторить очистку.

Боковые стекла

Боковые стекла затонировать проще всего. Они имеют небольшой размер и плоскую форму. Эти стекла проще демонтировать с автомобиля, так будет удобнее проводить процедуру наклейки. Это делать не обязательно, но при тонировке без демонтажа все же лучше снять резиновые уплотнения (хотя и это тоже не обязательно). После этого надо тщательно отмыть поверхность и смочить ее и пленку водой.

Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
Очистка и смачивание поверхности

Начинают наклейку с верхней зоны. С пленки отделяется защитный слой (примерно с трети площади) и она накладывается на стекло. При этом надо предварительно разравнивать тонировочный материал руками. Потом снимается вторая треть защиты, потом оставшаяся. После предварительного разглаживания по влажной поверхности выполняется окончательное разравнивание. Оно производится шпателем от центра к краям. Если в процессе образовываются складки, надо прогреть поверхность феном.

Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
Разглаживание покрытия шпателем

Далее с помощью канцелярского ножа обрезают пленку по кромке. Если стекло не демонтировалось, надо оставить припуск 2..5 мм и эту часть завести под уплотнитель. Следующим этапом тонировку окончательно просушивают феном.

Окончательно клеевой слой высыхает в течение трех суток. В это время к оклеенным окнам надо относиться с осторожностью.

Заднее и лобовое

Особенность тонирования заднего и лобового стекол в том, что они имеют выпуклую форму. Пленку придется осадить феном строго по форме поверхности. Это требует навыков и дополнительной аккуратности. Второй момент – эти стекла сложно демонтировать, поэтому их в большинстве случаев тонируют непосредственно на автомобиле, что доставляет дополнительные сложности.

Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
Формовка пленки с помощью фена

При подготовке заднего стекла к оклеиванию для удаления загрязнений нельзя применять скребки и шпатели, так как можно повредить нити обогрева. Очищается заднее стекло только с помощью воды и мягкой ветоши.

Дутые стекла

При оклейке стекла, имеющего значительно выпуклую форму, иногда используют не цельное полотно тонировочного материала, а покрывают поверхность несколькими кусками. В этом случае есть смысл стыковать куски по горизонтали, а не по вертикали. Особенно удачно, если для заднего стекла получится сделать стык по линии нагревательной нити. В этом случае линия сопряжения будет незаметна.

Альтернативный вариант – наклеивать цельный кусок с разрезами. Но этот способ требует опыта. Зато таким путем можно наклеить тонировочный материал на поверхность произвольной конфигурации.

Как затонировать авто при помощи химического раствора

Существует еще один способ затонировать авто без применения пленки. Для этого потребуется приготовить 20% раствор канифоли в едком натре. Потом в приготовленный состав вливается понемногу раствор хлорного или сернокислого железа (сульфата железа) – до окончания выпадения осадка. Осадок отфильтровывается, промывается и сушится. Полученный порошок растворяется в органическом растворителе (бензин, спирт и т.п.) и наносится на подготовленную поверхность с помощью пульверизатора. Кисть использовать не рекомендуется, так как ровный слой получить таким путем сложно. После этого раствор сушится, а потом закрепляется при температуре не менее 600 градусов (лучше в специальной печи). Подобным методом лучше тонировать демонтированные с автомобиля стекла.

Такая тонировка имеет коричневатый цвет. Чтобы придать различные оттенки тонирующему раствору, осадить красящий пигмент можно и другими химикатами (хлористой медью, хлоридом кобальта и т.п.). Чтобы подобрать цвет и интенсивность, можно потренироваться на ненужных кусках стекла.

Читайте также

Тонировка задних фонарей

 

Возможные проблемы и пути их решения

Не всегда получается качественно выполнить работу с первого раза. Некоторые недоделки можно исправить после их обнаружения.

Пузыри воздуха

После высыхания тонировки под слоем пленки иногда обнаруживаются пузыри воздуха. Если они найдены сразу, пока клей окончательно не затвердел, удобнее всего воспользоваться банковской пластиковой карточкой. С ее помощью надо гнать воздушный пузырь в сторону края и, в итоге, удалить его совсем.

Если после окончания процедуры прошло уже много времени, потребуется размягчить клеевой слой. Сделать это можно с помощью промышленного фена, но во многих случаях подойдет и бытовой (парикмахерский). Процесс отличается от указанного выше тем, что надо прогревать путь вытеснения пузыря по мере его перемещения.

В этом случае вместо банковской карточки лучше применять канцелярский ластик или пластиковый шпатель.

Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
Воздушные пузыри под тонировочным покрытием

Полосы

Причиной появления полос может быть применение низкокачественного материала. Путь устранения только один – выполнить процедуру заново.

Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
Полосы после тонирования

Заломы

Заломы на поверхности пленки образуются при перегреве, если вовремя не разгладить перегретое место. Избежать заломов можно с приобретением опыта, оптимально подобрав расстояние от фена до поверхности. Если дефект уже образовался, можно приподнять проблемный участок, прогреть его и постараться растянуть. Обычно с устранением мелких заломов проблем не бывает.

Точки

Если к процессу предварительной очистки поверхности подойти спустя рукава, на его поверхности могут остаться частицы пыли, мелкие камни и т.п. После завершения тонировки они проявятся, как мелкие точки, придающие неэстетичный вид. Исправить эту ошибку нельзя – придется снимать пленку и переклеивать заново.

Если на стекле после отмывания остались неудаляемые частицы, их надо счистить с помощью острого инструмента. Делать это надо под слоем воды, чтобы не осталось царапин.

Последствия некачественной тонировки

Одно из последствий некачественно выполненной работы уже упоминалось – недостаточная очистка поверхности приводит к появлению пятен. Если пленку не обрезать аккуратным образом в нижней части стекла, впоследствии она начнет отслаиваться. Неаккуратная обрезка в любом месте со временем приведет к появлению стрелок, поэтому к этому этапу надо отнестись ответственно. Профессионалы советуют держать нож при обрезке под углом 30 градусов.

Как самостоятельно затонировать стекла автомобиля
Правильное подрезание краев пленки – залог хорошего результата

Нанесение тонировочного покрытия выглядит делом несложным. Но если у автовладельца нет желания выполнить кропотливую работу тщательно и аккуратно работу, то гарантии успеха нет. В таком случае лучше доверить выполнение работы специалистам.

Фото аватара
Панков Алексей

Инженер-электрик. Специалист по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Светилов
Добавить комментарий