Правила дорожного движения требуют, чтобы в дневное время автомобиль двигался с горящими дневными ходовыми огнями (ДХО, DRL – Daytime running lights). Их функцию могут выполнять:
- фары ближнего света;
- противотуманные огни;
- фары дальнего света, питающиеся от пониженного напряжения бортсети автомобиля;
- отдельно установленные фонари.
Наличие DRL требуется для улучшения видимости автомобиля в дневное время и повышения безопасности дорожного движения. Главное отличие ДХО от габаритных огней в том, что они должны обеспечивать видимость машины днем, поэтому их яркость свечения должна быть достаточно высокой.
Какими должны быть фары
К осветительным приборам, работающим в качестве ДХО, устанавливаются следующие требования (ГОСТ Р 41.48-2004 и ГОСТ Р 41.87-99):
- они должны быть смонтированы на фронтальной части автомобиля;
- DRL должны содержать два светоизлучающих элемента, установленные на высоте не менее 250 мм, не более 1500 мм и не ближе, чем 600 мм друг от друга;
- от края автомобиля расстояние не должно превышать 400 мм;
- цвет свечения – только белый;
- сила света должна быть не менее 400 и не более 800 кандел;
- площадь светоизлучения – не менее 40 кв.см;
- горизонтальный угол раскрыва светового пуска должен составлять 20 градусов, вертикальный – 10 градусов.
Включаться ДХО должны при включении зажигания. Если автомобиль не оборудован DRL, сделать и установить ходовые огни можно самостоятельно. Самодельные осветительные приборы должны соответствовать всем указанным требованиям.
Если на авто устанавливаются светоэлементы, не предусмотренные штатной конструкцией автомобиля, изменения должны быть зарегистрированы в ГИБДД.
Читайте также: Описание и расшифровка дневных ходовых огней
Что нужно для изготовления
Самый оптимальный вариант – сделать ДХО на светодиодах. Этот вариант позволит снизить нагрузку на бортсеть автомобиля, уменьшить нагрев генератора, сэкономить заряд аккумулятора при запуске двигателя. Эффектно смотрятся огни на светодиодных лентах. Но с LED-полотном возникают проблемы:
- длина стандартной ленты кратна 1 метру, трудно уместить такой светильник в габаритах передней панели автомобиля с соблюдением всех правил;
- угол рассеяния большинства светодиодов составляет 120 градусов, что в установленные нормы не вписывается, а фокусирующую систему для длинного полотна сделать проблематично.
Поэтому рекомендуется делать ДХО на отдельных светодиодах, установленных в корпуса с отражателями, фокусирующими световой поток в нужных пределах.
Правильный подбор комплектующих
Самая большая проблема – обеспечить минимальный уровень силы света в 400 кд. Так, распространенный светодиод типоразмера 5730 имеет угол половинного излучения в 120 градусов. При световом потоке в 50 лм сила света составит всего 16 кд. Вычисления показывают, что при установке фокусирующей системы (линзы и (или)отражателя), концентрирующей световой поток в пределах угла 20 градусов сила света увеличится примерно в 2 раза (с учетом использования светового потока и потерь.), но в данном случае это решающего значения не имеет.
Надо обратить внимание на светодиоды мощностью 1Вт, а лучше 3 Вт ( с учетом практики завышения заявленных характеристик производителями). Так, трехваттный белый LED от Epistar дает световой поток в 300 лм и силу света в 95 кандел. С учетом действия фокусирующей системы от четырех таких светодиодов можно получить минимально необходимые 400 кд. Другое условие – площадь излучения не менее 40 кв.см. При диаметре линзы светодиода в 20 мм, его площадь будет около 3 кв.см., и для получения необходимой площади понадобится не менее 10 таких LED. Возможно, общая сила света и не превысит установленные 800 кд, для получения реального результата надо проводить лабораторные замеры.
Такие светоизлучающие элементы нельзя устанавливать без теплоотводящего радиатора – они на подобный режим не рассчитаны. Итоговый список материалов будет таким:
- необходимое количество и тип светодиодов (определяется расчетом и подбором);
- теплоотводящая пластина;
- фокусирующая система;
- корпус;
- соединительные провода.
Далее можно приступать к сборке ДХО.
Светодиод | Мощность, Вт | Угол, град | Цвет | Световой поток, лм | Диаметр линзы, мм (излучающая площадь, кв.см) |
---|---|---|---|---|---|
ARPL-Star-1W-BCB | 1 | 120-140 | Белый | 120 | 20 (3) |
Emitter 1W | 1 | 120 | 100 | 20 (3) | |
Emitter LUX 1W | 1 | 120 | 130 | 20 (3) | |
ARPL-Star-3W-BCB | 3 | 120-140 | 250 | 20 (3) | |
STAR 3WR 3.6V | 3 | 150 | 20 (3) | ||
High Power 3 W | 3 | 120 | 200 | 20 (3) |
Инструкция сборки
Перед тем, как приступить к изготовлению ДХО своими руками, надо определить место установки самодельных DRL на автомобиле. Так задаются максимально возможные габариты корпуса светосигнального устройства. В качестве корпуса удобно использовать противотуманные фары, но это не обязательно.
Отражатели можно сделать самостоятельно из полированного алюминия, но это ненадолго. Такая поверхность вскоре окислится, отражающая способность упадет, сила света уменьшится. Надо применять анодированный алюминий, но найти его не так просто. Лучше применить готовые решения. На многих торговых интернет-площадках в продаже есть готовые фокусирующие системы под стандартные светодиоды.
Их можно использовать, но проблема в том, что на каждый светодиод нужна своя линза. Если увеличение габаритов не пугает, то это самый удобный вариант.
Необходимое количество светодиодов надо смонтировать на радиаторах. Их также можно подобрать готовыми. Они служат монтажными платами и радиаторами, но площадь их мала для эффективного отвода тепла, поэтому пластины надо усилить дополнительными радиаторами. Монтажные платы можно сделать и самостоятельно. Надо обеспечить два условия:
- изоляцию выводов от подложки;
- хороший теплообмен между LED и радиатором – для этого можно использовать термопасту.
Дальше надо соединить светодиоды в последовательные цепочки, вывести провода для подключения к бортсети авто и установить огни на выбранное место.
Для питания группы светодиодов от бортсети автомобиля надо установить хотя бы простейший стабилизатор напряжения. Его можно сделать на интегральном стабилизаторе LM7812. Проблема в том, что для нормальной работы такому стабилизатору нужно на входе не менее 13,5 вольт. Если напряжение в бортсети упадет ниже (при питании от аккумулятора), то на выходе будет меньше 12 вольт, что приведет к падению светового потока. Если стабилизатор не ставить, то на LED будет повышенное напряжение, что отрицательно скажется на сроке службы элементов. Также необходим балластный резистор. Еще лучше использовать готовый драйвер, рассчитанный на соответствующее входное и выходное напряжение и ток, соответствующий мощности нагрузки.
Важно! Более трех светодиодов в последовательную цепочку устанавливать нельзя – не хватит напряжения для открывания переходов светодиодов.
Рекомендуем ознакомиться: Как выбрать ходовые огни, чтобы не оштрафовали, установка по ГОСТу
По окончании работ можно опробовать работу получившейся системы ходовых огней и ехать в ГИБДД для легализации светосигнального оборудования. Без этого эксплуатировать самодельное светосигнальное оборудование нельзя.
Еще 3 способа изготовления описаны в видео.