Светилов
Назад

Свет фар — ПДД

Опубликовано: 21.05.2021
Время на чтение: 8 мин
0
116

Светотехническое оборудование (СТО) автомобиля является важной составляющей обеспечения безопасности при движении по дорогам общего пользования. Номенклатура светосигнальных огней, устанавливаемых на конкретном транспортом средстве, регулируется международными стандартами и определяется разработчиками в рамках правил. Ответственность за исправность и правильное применение СТО лежит на водителе транспортного средства.

Правила дорожного движения по использованию светотехники

Использование автомобильной светотехники регламентируется не только Правилами дорожного движения, но и «Основными положениями по допуску транспортных средств», а также ГОСТ 33997-2016, который пришел на смену отмененному ГОСТ Р 51709-2001. Новый стандарт, в отличие от старого, регламентирует лишь установку дополнительных световых устройств, отдавая наличие основных на усмотрение разработчиков. Также общие сведения безопасности ТС регламентированы в Техническом регламенте ТР ТС 018/2011.

Габариты

В соответствии с разделом 19 ПДД, водитель должен включать габаритные огни, если он остановился или встал на стоянку в условиях ограниченной видимости. При движении правила требуют включать габариты только на прицепах.

Конструктивно габаритные огни сзади и спереди колесного транспортного средства (КТС) должны включаться от одного органа управления, с ним же должен быть совмещена и подача напряжения на огни освещения заднего государственного номера машины. На практике этим же выключателем зажигают и фары ближнего света. Правилами этот момент не регламентируется, но в ГОСТе есть пункт, в котором прописана обязательность такого совмещения. Также стандарт прописывает включение габаритных огней при включении освещения приборной панели автомашины, но это требование прописано не жестко.

Свет фар — ПДД
Активированный фонарь заднего габарита автомобиля.

Без зажигания габаритов фонари ближнего или дальнего режимов освещения могут включаться только для подачи кратковременных сигналов путем мигания или быстрого переключения ближний-дальний.
Задние габариты не должны быть красного цвета, а передние – белого. Это относится ко всем светоизлучающим приборам автомобиля, как к основным, так и к опциональным. Последняя категория включает в себя:

  • фары-прожекторы;
  • фары-искатели;
  • аварийные стоп-сигналы.

Также ГОСТ включает в это понятие и другое светооборудование.

Читайте также

Габаритные огни — правила использования

 

Ближний свет

Правила дорожного движения предусматривают активацию ближнего света при движении:

  • ночью (после захода солнца);
  • при сложных метеоусловиях (снег, туман и т.д.);
  • в тоннелях.

Днем фонари ближнего света разрешено использовать в качестве ДХО (дневных ходовых огней).

Свет фар — ПДД
Схема регулировки фар согласно ГОСТ.

Фонари ближнего света регулируют согласно разделу 4.3 ГОСТ 33997-2016, потом производится замер силы света. Она не должна превышать 750 кандел под углом 34' вверх от оптической оси (обозначенной на рисунке α) и 1500 кандел под углом 52' вниз от оси.

Дальний свет

ПДД требуют включения дальнего освещения в тех же условиях, что и ближнего, за исключением ситуаций:

  • при движении в пределах населенного пункта по освещенной дороге;
  • при разъездах со встречными КТС или в других ситуациях, когда возможно ослепление других водителей (например, водителя КТС, движущегося впереди в попутном направлении, через зеркала заднего вида).

Во всех этих ситуациях надо переключить дальний свет в ближний режим.

Свет фар — ПДД
Ближний свет должен обеспечивать видимость на расстоянии не менее 60 метров.

Также правилами не предусмотрено применение фонарей дальнего света в качестве ДХО (дневных ходовых огней).

Включать фонари дальнего света можно одновременно или по отдельности. Переключать на ближний режим обе фары необходимо только одновременно.

Сила света фонарей дальнего освещения замеряется после юстировки ближнего света и не должна выходить за пределы 30000 кандел по оси свечения фар, чтобы не ослепить водителей встречных КТС на большом расстоянии, превышающем рекомендованные ПДД 150 метров.

Когда можно использовать противотуманные фары

Применение данных фонарей внешнего освещения четко регламентирует пункт ПДД «противотуманные фары» (п.19.4). Водитель должен их включать при езде:

  • в сложных метеоусловиях или после захода солнца в сочетании с включенными фарами в режиме ближнего или дальнего света;
  • в роли дневных ходовых огней вместо системы ближнего света.

Противотуманные фонари, установленные на тыльной части автомобиля, можно включать только в условиях ограниченной видимости.

Свет фар — ПДД
Автомобиль с включенными передними противотуманками.

Не допускается использовать задние противотуманные фары в комбинации со стоп-сигналами. Их конструкция предусматривает более яркое свечение, чем у передних. При торможении это может привести к ослеплению водителя, который едет сзади в попутном направлении.

Настраивают противотуманки в соответствии с инструкциями завода-изготовителя автомобиля. Если инструкция отсутствует, при регулировке применяются нормы ГОСТ 33997-2016. Цвет свечения должен быть белым или оранжевым.

С каким светом нужно ездить днем по ПДД

В этом плане Правила разночтений не допускают. Днем надо ездить, включив фары в режиме ближнего освещения или дневные ходовые огни (DRL). В качестве ДХО могут быть применены также противотуманные фары белого цвета или отдельные фонари.

Свет фар — ПДД
Штатные DRL автомобиля.
Светосигнальное оборудованиеПрименение в качестве ДХО
Фонари дальнего светаЗапрещено
Фонари ближнего светаРазрешено
Передние противотуманки белого цвета свеченияРазрешено
Передние противотуманки оранжевого цвета свеченияЗапрещено
Задние противотуманкиЗапрещено
ПоворотникиЗапрещено
ГабаритыЗапрещено
Лампа освещения государственного номерного знака (заднего)Запрещено
Отдельные ДХО, предусмотренные конструкцией машины или дополнительно установленные и зарегистрированные в ГИБДД, как внесение изменений в конструкциюРазрешено

Включать DRL надо независимо от территории движения -внутри населенного пункта или за городом.

Какие фары нужно использовать в зависимости от ситуации

Прочие штатные светотехнические устройства водитель включает самостоятельно в зависимости от фактических условий. Их применение в разных ситуациях также регламентируется ПДД.

При недостаточной видимости

В условиях плохой видимости Правила требуют, чтобы водитель активировал:

  • на колесных ТС – фары в режиме ближнего или дальнего освещения;
  • на велосипедах – фары или фонари.

На повозках на гужевой тяге могут зажигаться фонари, но обязательность их установки ПДД не регламентируют.

При хорошей видимости

При хорошей видимости и простых метеоусловиях днем применение светотехнического оборудования сводится к применению фар в режиме ближнего освещения или ДХО (DRL).

Движение в тоннеле

Движение сквозь тоннель приравнивается к езде после захода солнца или в условиях ограниченной видимости. Поэтому водитель обязан включить фары или фонари, в зависимости от типа транспортного средства. На прицепах в тоннеле должны быть активированы габаритные огни.

Свет фар — ПДД
Езда в тоннеле движение должно осуществляться с включенным световым оборудованием.

Движение в темное время суток

Применение светосигнального оборудования после захода солнца регламентируется тем же пунктом 19.4 ПДД. Водитель должен зажечь фары в дальнем или ближнем режиме, а при их отсутствии – фонари. Пункт 19.4 разрешает пользоваться ночью противотуманками совместно с обычными фарами, даже в условиях ограниченной видимости.

Такие опциональные приборы, как фара-прожектор и фара-искатель, ПДД разрешают применять за пределами населенных пунктов, только тогда, когда на дороге нет других автомобилей. В противном случае риск ослепления чрезвычайно высок, так как они излучают свет в виде узконаправленного конуса. Исключения составляют машины специальных служб и в особых случаях. Также запрещена несанкционированная установка подобного оборудования.

Свет фар — ПДД
Езда с неисправным оборудованием не разрешается.

И главное – в соответствии с упомянутым ГОСТ светотехническое оборудование должно быть исправно, а основные положения запрещают ездить с неработающими светоизлучающими приборами и даже с неотрегулированными фарами. Водитель должен следить за состоянием устройств, тем самым повышая безопасность движения – свою и других автовладельцев.

Автор:
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.

Adblock
detector