При разработке современных автомобилей конструкторы уделяют большое внимание системам безопасности. Немалое значение в этом плане имеет антиблокировочная система (ABS). В настоящее время ей оснащаются даже автомобили класса Эконом.
- Что такое АБС и из каких элементов она состоит
- Как выглядит индикатор ABS на панели приборов и для чего он нужен
- Почему горит лампочка антиблокировочной тормозной системы и восклицательный знак
- Можно ли ездить с горящей лампочкой и в чем опасность поломки
- Что делать, если лампочка загорелась во время движения
- Как самостоятельно устранить ошибку
Что такое АБС и из каких элементов она состоит
Любой водитель знает, как опасна блокировка колес при попытке торможения на скользкой дороге. Если автомобиль еще не остановился полностью, сцепление заторможенного (заблокированного) колеса с поверхностью намного ниже, чем у катящегося. Это прямая причина потери управляемости и ухода в занос, последствия которого непредсказуемы. Опытные водители в таких ситуациях рекомендуют прерывистое нажатие на тормоз, удерживающее колеса на грани блокировки, но не позволяющее полностью остановить вращение.
Однако к такой ситуации надо быть психологически готовым – в критической обстановке многие автовладельцы забывают обо всем и поддаются инстинктам. А они заставляют жать на тормоз, что есть сил.
Исключить этот момент призвана система АБС. Она автоматически регулирует давление в тормозной системе, удерживая колеса на грани блокировки. Для этого каждое колесо (в некоторых автомобилях – не каждое) оснащено датчиком скорости вращения (точнее, датчиком частоты вращения). Компьютер системы соотносит угловую скорость вращения с линейной скоростью движения автомобиля и определяет, насколько колесо близко к режиму блокировки. Если он решает, что колесо вот-вот остановится, а автомобиль еще движется, то АБС воздействует на специальный клапан, который либо снижает давление от главного тормозного цилиндра в линии соответствующего колеса, либо полностью перекрывает эту линию.
Если компьютер определит, что колесо снова начало вращаться, он деактивирует клапан, и давление в линии возрастет в соответствии с силой нажатия на педаль тормоза. Этот процесс происходит циклически до снижения скорости автомобиля до 15 км/ч или менее (зависит от настройки) и может происходить очень быстро. Это ощущается, как быстрые прерывистые толчки педали тормоза.
Также система обычно оснащается насосом, который при необходимости сбрасывает давление в отсеченной линии, откачивая тормозную жидкость в основную тормозную систему. Это улучшает эффективность работы системы. Еще одни дополнительный элемент – гидроаккумулятор, позволяющий регулировать давление в линии.
Основное предназначение ABS – сохранить управляемость автомобиля, не давая ему уйти в занос. Не утихают споры, сокращает ли система тормозной путь или нет. На самом деле, все зависит от дорожного покрытия – в некоторых случаях участок торможения сокращается, в других – практически остается неизменным. В третьих ситуациях тормозной путь даже удлиняется.
Как выглядит индикатор ABS на панели приборов и для чего он нужен
Индикатор системы чаще всего выполняется в виде стилизованного изображения колеса и тормозных колодок. Внутри круга имеются литеры ABS для безошибочного распознавания сигнала. Подсвечивается индикатор чаще всего красным цветом, но бывает световая сигнализация и желтого, и оранжевого, и других ярких и контрастных к фону панели цветов.
Почему горит лампочка антиблокировочной тормозной системы и восклицательный знак
При пуске двигателя многие световые индикаторы, включая ABS, на панели приборов кратковременно загораются. Это позволяет судить об исправности соответствующих ламп. Через несколько секунд большая часть табло должна погаснуть.
Если индикатор АБС продолжает гореть, значит, в системе возникли проблемы. В основном они сводятся:
- к выходу из строя электронного блока;
- к неисправности датчика;
- к отсутствию межблочной связи по последовательной шине
- к отсутствию связи с датчиком;
- к повреждению зубчатого венца, с помощью которого датчик тока формирует импульсы тока для определения скорости.
Также проблема может быть в неисправности гидронасоса и его обвязки, а также в банальном перегорании предохранителя.
Другое дело, если вместе с индикатором ABS горит или мигает знак тормозной системы с восклицательным знаком. Это означает более серьезную проблему с тормозной системой. Может быть, снизился уровень тормозной жидкости. Его можно проверить и долить жидкость, но если это происходит периодически, значит, возможна утечка из гидросистемы. Возможно, износились тормозные колодки, либо возникла еще какая-то неисправность в основной тормозной системе. Если водителя хотя бы минимально беспокоит собственная безопасность, его первая же поездка будет в направлении СТО. Своим ходом с соблюдением мер предосторожности или на эвакуаторе – решать также владельцу.
Можно ли ездить с горящей лампочкой и в чем опасность поломки
На исправность тормозной системы работоспособность антиблокировочного устройства принципиально не влияет. Выход из строя ABS не означает критической поломки, при которой эксплуатация автомобиля запрещена. Но водителю следует понимать, что при экстренном торможении (особенно, на скользкой дороге) ему придется обуздать инстинкты и рассчитывать только на себя. Иначе заноса не избежать.
Если привычка тормозить прерывисто не выработана или утрачена за время езды на автомобиле с антиблокировочной системой, есть смысл снизить скорость, увеличить дистанцию до движущихся впереди машин и повысить бдительность. Если проблема вызвала свечение индикатора с восклицательным знаком, от поездки лучше воздержаться до диагностики и устранения проблемы.
Что делать, если лампочка загорелась во время движения
Если лампочка ABS загорелась во время движения, паниковать не стоит. Надо вспомнить все правила управления автомобилем на скользкой дороге (тормозить плавно, поворачивать руль без рывков и т.п.) и продолжать путь на сниженной скорости. Следует помнить, что системы автомобиля связаны между собой, и отказ ABS может вызвать некорректную работу других устройств:
- «круиз-контроль»;
- системы стабилизации курсовой устойчивости;
- некоторых других блоков автомобиля.
Также надо убедиться в нормальной работе тормозной системы, в адекватной реакции авто на нажатие педали тормоза. Если все в порядке, надо ехать до ближайшего СТО, соблюдая меры предосторожности. Специалисты осмотрят машину и дадут заключение о необходимости и срочности ремонта.
Как самостоятельно устранить ошибку
Если у автовладельца есть навыки и знания, позволяющие исправить ошибки (хотя бы, лежащие на поверхности и видимые невооруженным взглядом), можно остановиться и попробовать устранить проблему на месте. Первое, что можно сделать – осмотреть монтажный блок и проверить исправность предохранителя, отвечающего за систему АБС.
Если он неисправен, можно попробовать его просто заменить – возможно, это было просто самопроизвольное перегорание. Еще одно действие, не требующее квалификации – попытка сброса контроллера. Возможно, он просто засбоил, и можно попробовать кратковременно отключить плюсовой провод от аккумулятора. Иногда помогает. Также в некоторых случаях может сбросить неисправность такой прием: надо разогнать машину на прямом участке дороги примерно до 40 км/ч (в отсутствие других автомобилей). Далее на скорости надо резко затормозить. Если АБС исправна, то почувствуется ее срабатывание и это может вызвать сброс контроллера и погасание индикации.
Если это не помогло и лампочка АБС снова горит, надо осмотреть разъемы антиблокировочной системы. Если они вставлены неплотно, их надо поправить. Если они загрязнены или корродировали, их надо очистить (для этого в магазинах автохимии продаются специальные составы).
Еще один вариант самостоятельного устранения неисправности потребует автомобильного подъемника или эстакады. Надо снизу осмотреть датчики вращения колес и зубчатые венцы. Возможно, они забились грязью, тогда их придется очистить. Если зубья по какой-то причине оказались сточены или сломаны, поможет только замена детали.
Если у автовладельца есть оборудование для считывания ошибки из контроллера АБС, можно попробовать это сделать и определить проблему по таблице ошибок. Определение и устранение остальных неисправностей, пожалуй, под силу только квалифицированному мастеру, имеющему в своем распоряжении необходимые приборы и оборудование. Если устранить проблему простыми средствами не получилось, надо ехать на СТО – безопасность движения должна иметь приоритет над всем остальным.