Можно ли ездить с ксеноном в фарах по правилам пдд

Нештатный ксенон – нарушение, запрещенное Правилами дорожного движения и чаще всего влекущее за собой лишение водительских прав. Минимальным взысканием за это является штраф, но, как показывает практика, инспекторы ДПС редко используют этот вариант. Поэтому стоит разобраться с особенностями установки ксенона, ситуациями, когда его можно использовать законно и другими аспектами, касающимися данной темы.

Зачем устанавливают ксенон

Ксеноновые лампы – особый вид оборудования, отличающийся от галогенных вариантов, используемых на большинстве машин. Они штатно устанавливаются на многих современных моделях, но в этом случае конструкция фар отличается от обычной. Что касается причин установки, то чаще всего они такие:

  1. Яркость света увеличивается в 2-3 раза, а иногда и более. За счет этого повышается комфорт вождения и безопасность при движении как по городу, так и по трассе.
  2. Срок службы качественных лампочек составляет не менее 3 лет. Это больше, чем у стандартных, поэтому несмотря на большую цену за ксенон расходы получаются примерно одинаковыми.
  3. Цветовая температура на порядок выше и приближена к естественному дневному свету. Это не только улучшает освещенность, но и снижает нагрузку на зрение водителя, что особенно заметно в долгой поездке. Видимость намного лучше, можно рассмотреть даже мелкие неровности на дороге, а пешеходов на обочине видно издалека.

    Можно ли ездить с ксеноном в фарах по правилам пдд
    Качество освещения у ксеноновых ламп на порядок выше.
  4. Ксенон более энергоэффективен. Если для розжига требуются большие затраты энергии (поэтому в конструкции всегда предусмотрен специальный блок), то во время работы потребление электричества ниже примерно в полтора-два раза.
  5. Лампы намного лучше переносят вибрацию. За счет блока розжига, контролирующего подачу электричества, скачки напряжения в бортовой сети не причиняют особого ущерба лампам. Даже при превышении напряжения срок службы ксенона не снижается, как у галогенных лампочек.

За счет того, что источники света при работе нагреваются намного меньше, отражатель и другие элементы конструкции служат дольше.


Читайте также: Рейтинг автомобильных ламп H4 головного света

Почему ксенон запретили

Начать надо с того, что запрещен только ксенон, установленный самостоятельно и не предусмотренный производителем машины. Если в заводской комплектации он шел, никаких запретов нет, хотя тоже есть некоторые требования по его эксплуатации. Что касается запрета, его ввели по следующим причинам:

  1. При установке ксеноновых ламп в фары, предназначенные для галогена, светораспределение нарушается из-за более короткой спирали. Из-за этого световой поток распределяется неправильно и не соответствует требованиям технического регламента. И отрегулировать его не получится, так как изменить положение светящегося элемента невозможно.
  2. Штатный ксенон в обязательном порядке комплектуется автоматическим корректором фар и омывателем. Дело в том, что световой поток сильно слепит встречных водителей, особенно на мокрой дороге и во время осадков, что часто приводит к аварийным ситуациям. И при загрязнении стекла светораспределение нарушается, что не только доставляет дискомфорт другим участникам движения, но и ухудшает видимость.
Можно ли ездить с ксеноном в фарах по правилам пдд
Неправильно установленный ксенон может стать причиной ДТП.

При всех своих плюсах ксенон можно использовать только при обеспечении безопасности других участников движения. А сделать это при установке в фары, предназначенные для галогенных ламп, невозможно.

Наказание за ксенон

Сразу стоит отметить, что наказание может быть только при нарушении ПДД. В пункте 3.4, регламентирующем допуск транспортных средств к эксплуатации есть замечание, касающееся света. Оно указывает, что если на световых приборах нет рассеивателей или рассеиватели и лампы не соответствуют типу оборудования, эксплуатация ТС запрещена.

Читайте также
Самостоятельная установка линз в фары

 

В фарах

Если инспектор ДПС обнаружил, что в фарах, рассчитанных под галоген, установлены ксеноновые лампы, то будет составлен протокол о нарушении. Но квалифицировать данное нарушение можно по-разному:

  1. Часть 1 статьи 12.5 Кодекса об административных нарушениях. За нарушение режима работы светового оборудования предусмотрен штраф – за ксенон или светодиодные лампы в фарах он составляет 500 рублей. Но чаще всего представители власти не используют этот пункт, хотя он подходит по характеру нарушения. Только отдельные инспекторы руководствуются этим вариантом при определении наказания.
  2. Часть 3 статьи 12.5 КоАП Запрещает использование авто с источниками света, не соответствующими техническому регламенту по допуску транспортных средств. В этом случае предусмотрено лишение прав за ксенон на срок от 6 до 12 месяцев. При этом все элементы, нарушающие Правила, должны быть конфискованы. Проще говоря, инспектор обязан изъять лампы и предоставить их во время судебного заседания в качестве доказательства.

Можно ли ездить с ксеноном в фарах по правилам пдд
Если в фаре нет линз, ксенон туда ставить нельзя.

Судебные решения практически всегда лишают водителя прав, при этом срок зависит от ситуации. Поэтому, если дело передано в суд, скорее всего последует лишение, прецеденты со штрафами очень редки и можно считать их исключением.


Видео-пояснение: Наказание за ксенон и светодиоды в 2021 году.

В противотуманках

Противотуманные фары – отдельный элемент, эксплуатация которого подчиняется общим правилам, касающимся светового оборудования. Поэтому особой разницы с основным светом нет. Если нарушение будет обнаружено и доказано, скорее всего последует судебное заседание и лишение права управления транспортным средством. В лучшем случае – штраф в 500 рублей.

Но обнаружить проблему на порядок сложнее, так как противотуманки используются далеко не всегда и определить наличие в них ксенона при нормальной регулировке бывает сложно. Многие галогенные лампочки с увеличенной яркостью светят ничуть не хуже. Поэтому, если хочется избежать проблем, не стоит включать противотуманные фары без надобности. А при покупке газоразрядных ламп выбирать варианты с желтоватым светом, они привлекают меньше внимания и намного эффективнее освещают дорогу в условиях плохой видимости.

Можно ли ездить с ксеноном в фарах по правилам пдд
Наказание за ксенон в противотуманках не отличается от стандартного.

Когда можно устанавливать ксенон

Есть несколько условий, которые позволяют установить ксеноновые лампочки, даже если изначально их не было. В первую очередь нужно разобраться с маркировкой фар, так как на них всегда указывается необходимая информация. Если фара неразборная, данные наносят на стекло, а если узел разбирается, то чаще всего все надписи делаются на корпусе, иногда используется специальная наклейка. Тут все просто:

  1. Если есть обозначения HC, HR или HCR, конструкция предназначена для галогенных ламп. Любые другие варианты не подойдут и не обеспечат надлежащее качество света.
  2. Когда присутствуют надписи DC, DR или DCR, использовать ксенон разрешено. DC – ксеноновую лампу можно ставить в фары ближнего света, DR – дальнего, DCR – ближнего и дальнего. Если такая маркировка есть на фаре, инспектор ДПС не будет иметь претензий.
  3. Также на корпусе или стекле обязательно должна быть буква «Е» в кружке. Она подтверждает, что фара прошла сертификацию и может использоваться для автомобиля. Еще там есть шифр, подсказывающий, какая страна выдала разрешение.

Видео-тест: Ксенон 4300К VS 5000К.


Кроме маркировки есть и конструктивные особенности, которые обусловлены спецификой работы газоразрядных ламп, тут можно выделить 3 основных элемента:

  1. Автоматический корректор фар. При использовании света яркостью свыше 3000 Кд на транспортном средстве обязательно должно ставиться корректирующее устройство, регулирующее световой поток в зависимости от нагрузки на автомобиль. Во всех фарах, изначально разработанных под ксенон, этот узел есть. И он должен быть именно автоматическим, а не ручным.

    Можно ли ездить с ксеноном в фарах по правилам пдд
    Наглядный пример, зачем нужен автоматический корректор фар.
  2. Омыватель фар. Еще один обязательный элемент, без которого нельзя эксплуатировать ксенон. При попадании грязи на стекло направленный пучок света начинает рассеиваться и свет ухудшается, плюс блики слепят встречный транспорт. Важно, чтобы омыватель попадал на стекло напротив линзы, его следует обязательно отрегулировать.
  3. Стекло фары должно быть гладким. Для ксеноновой линзы не нужен рассеиватель, она распределяет свет самостоятельно. Если будет стоять стандартное стекло от галогенной фары, световой поток распределится неправильно.

Кстати! Стекло можно поменять. Если фары рассчитаны на разные виды ламп, стекла продаются отдельно и просто переклеиваются.

Как избежать лишения прав

Выше отмечалось, что практически всегда при передаче дела в суд выносится постановление о лишении прав. Но иногда можно убедить судью и смягчить наказание. Тут нет никаких гарантий, но стоит помнить следующее:

  1. Если на изъятых лампах нет маркировки DC, DR или DCR (а это часто бывает на дешевых китайских изделиях), доказать, что ксенон был установлен сознательно, сложно. По закону требуется проведение государственной экспертизы, а это большие затраты времени и государственных денег, обычно такой вариант стараются не использовать и для упрощения могут просто выписывается штраф.
  2. В техническом регламенте сказано об использовании световых приборов с несоответствующим режимом работы. Но режим ксенона и галогена одинаков – они светят постоянно. А вот стробоскопы действительно вне закона, так как имеют прерывистый режим. Если привести подробные доводы, судья также может пойти навстречу.

Лишение прав за ксенон применяется в качестве меры борьбы с теми, кто ставит его самостоятельно и слепит встречных водителей. Если сделать все правильно и подобрать подходящие фары, проблем не возникнет.

Фото аватара
Панков Алексей

Инженер-электрик. Специалист по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Светилов
Добавить комментарий