Использование противотуманных фар (ПТФ) повышает безопасность дорожного движения. В сложных погодных условиях они повышают видимость дороги, освещают обочину, делают автомобиль более заметным для других водителей. Если автомобиль не оснащен такими световыми приборами, смонтировать и подключить противотуманки можно самостоятельно.
Требования законодательства к монтажу
Правила дорожного движения РФ разрешают использование ПТФ в различных дорожных условиях (п.19.4). Если автомобиль не оборудован штатными противотуманными фарами, их можно установить, но надо соблюсти требования законодательства, которые установлены ГОСТом 8769-75. Они несложны:
- разрешается установка спереди двух ПТФ;
- габариты излучающих поверхностей противотуманок не должны располагаться выше любой точки фар ближнего света;
- углы излучения света должны соответствовать чертежу.
Также надо знать, что обе фары должны излучать свет одного цвета (белый или желтый). Точное расположение фар на автомобиле в плане расстояний от боковых плоскостей автомобиля и высоты от земли ГОСТ не регламентирует, но они не должны выходить за пределы, указанные на рисунке.
Подготовительный этап
Первое, что надо определить – это объем работ. От него зависит набор инструментов и материалов для подключения ПТФ. Самый простой случай – если установка этих осветительных элементов предусмотрена конструкцией автомобиля, но машина не оснащена ими из-за варианта комплектации. В этом случае может получиться обойтись одной отверткой для снятия заглушек и крепления светильников штатными средствами.
Если придется монтировать дополнительную электропроводку самостоятельно, в первую очередь надо определиться со схемой. Варианты схем будут в этом обзоре (далее будут даны несколько вариантов). В любом случае понадобится провод в изоляции. Его сечение выбирается по таблицам в зависимости от тока, но провод 1,5 кв.мм. подойдет в 90+ процентах случаев (за исключением сверхбольших токов и сверхсложных условий эксплуатации). К тому же такой проводник имеет достаточную механическую прочность.
Удобнее применять гибкий многожильный провод, но его зачищенные концы, которые будут подключаться под винт, надо будет облудить или снабдить обжимными наконечниками. В первом случае понадобится паяльник с расходниками. Во втором — наконечники и инструменты для обжима. Также будут нужны кусачки для нарезания проводов и монтерский нож для зачистки (или съемник изоляции). В зависимости от места и способа установки могут потребоваться также клеммы, разъемы, изоляционная лента (термоусадочная трубка), пластиковые стяжки и т.п. Эти материалы подбираются и применяются по месту.
Если для монтажа выбран одножильный провод, лужение или установка наконечников также будут желательны для повышения надежности соединения.
Кроме того, обязательно нужен будет плавкий предохранитель (возможно, и держатель к нему), а также, в зависимости от выбранной схемы, кнопка с фиксацией (или тумблер) и реле. Коммутационные элементы должны быть рассчитаны на управление током, не ниже потребляемого лампами (еще лучше, с запасом). Не помешает индикаторная лампа, а еще лучше приобрести кнопку-лампу с индикацией включенного состояния.
Для монтажа в глухой бампер дополнительно потребуется дрель с набором сверл, а также пилка для выпиливания проемов. Также сверла по металлу понадобятся для установки осветительных приборов на кронштейны.
Как подключить противотуманные фары
Подключение противотуманок зависит от конструкции автомобиля, от квалификации мастера и от наличия элементов.
Через штатную проводку
Самый простой вариант – если конструкцией автомобиля предусмотрена установка ПТФ. В таких случаях в машине проложена проводка и предусмотрены органы управления лампами (кнопка включения, реле, линия, защищаемая отдельным предохранителем и т.п.) и разъемы. Надо лишь подключить коннекторы к осветительным приборам.
Через кнопку
Если осветительные противотуманные приборы не предусмотрены производителем, придется выполнять схему подключения самостоятельно. Минимальный набор для подключения – провода, предохранитель и кнопка с фиксацией во включенном положении или тумблер. Возможно, в блоке предохранителей автомобиля есть резервный элемент. В этом случае можно задействовать его, иначе придется устанавливать держатель плавкой вставки в удобном месте. Также в салоне может оказаться неиспользуемая кнопка. Ее также можно подсоединить в собираемую схему, а не монтировать дополнительную в подходящем месте в салоне. Без индикаторной лампы можно обойтись, но лучше ее все же применить. Еще удобнее использовать кнопку-лампу, в этом случае не потребуется дополнительное место.
Подключать ПТФ параллельно габаритным огням не стоит. На дополнительную нагрузку не рассчитано как сечение существующих проводов, так и предохранитель. Кроме того, протекание дополнительного нештатного тока ведет к уменьшению надежности контактных групп кнопки включения и реле.
Через реле
Недостаток предыдущей схемы в том, что кнопка должна быть рассчитана на полный ток ламп, а он достаточно велик. Кнопка будет иметь достаточно большие габариты. Кроме того, лучше запитывать схему управления от замка зажигания, чтобы не забыть выключить ПТФ по окончанию поездки и не разрядить аккумулятор. А в приведенной схеме от контактов замка будет отбираться слишком большой ток, что неправильно. Поэтому улучшенным вариантом будет подключение фар через реле.
Подойдет любое реле на 12 вольт с контактной группой на замыкание или переключение. Коммутационная способность должна быть достаточной для работы с суммарным током светильников. В этом случае кнопка управляет реле, а в такой ситуации ее контакты могут быть маломощными.
Схемы подключения противотуманок
Осветительные приборы можно соединять двумя способами – последовательно или параллельно. Схема подключения противотуманных фар выбирается до начала монтажа.
Параллельная
Обычно лампы рассчитаны на напряжение 12 вольт и подключаются параллельно. В этом случае линия подключения (сечение проводов, номинальный ток предохранителя, коммутирующая способность контактных групп реле или кнопки) должна быть рассчитана на удвоенный ток одной лампочки. Например, для лампы в 55 ватт надо рассчитывать параметры линии так:
- общее потребление светильников P=2*55=110 ватт;
- ток в цепи равен I=P/U=110/12=9,2 А.
Предохранитель выбирается с запасом – подойдет на 15 ампер.
Последовательная
В некоторых случаях лампы соединяют последовательно (например, чтобы уменьшить яркость свечения). В этом случае мощность каждой лампы снижается в четыре раза:
- в два раза за счет того, что падение напряжения на одном элементе составит половину от напряжения бортсети (6 вольт вместо 12);
- еще в два раза за счет того, что ток уменьшится вдвое (при таком соединении общее сопротивление цепи удвоится).
Так, для элементов мощностью 55 ватт ток составит 2,3 А – половину от номинала. Это надо учесть при выборе сечения провода.
Если в бортсети автомобиля (грузовика или автобуса) напряжение составляет 24 вольта, то последовательное включение позволит применить 12-вольтовые лампы, сохранит мощность каждой лампы и убережет осветительные элементы от выхода из строя – на каждой лампе упадет номинальное напряжение в 12 вольт. За счет удвоения напряжения обе лампы будут светиться в полную яркость.
Для наглядности рекомендуем видео.
Способы установки
Способы установки противотуманных фар зависят от конструкции автомобиля.
В штатные проёмы
Если производитель предусмотрел установку противотуманок, значит, он предусмотрел и штатные места для их монтажа. В большинстве случаев они закрыты заглушками. Надо отвинтить метизы крепления заглушек, снять их и установить фары на предназначенное для них место. После установки остается отрегулировать световой пучок.
Рекомендуем ознакомиться: Как заменить противотуманную фару
В глухой бампер
Если противотуманные осветительные приборы не предусмотрены конструкцией автомобиля, их можно установить в обычный бампер. Для этого его придется демонтировать. До демонтажа надо наметить места установок фар таким образом, чтобы соблюсти требования правил по расстоянию от габаритных плоскостей авто. После этого потребуется:
- Снять бампер.
- Вырезать два отверстия под осветительные приборы (один из вариантов – высверливание по периметру будущих проемов и дальнейшее выпиливание пилкой).
- Просверлить отверстия под болты крепления фары.
- Установить рамку, смонтировать фару и закрепить ее болтами, входящими в комплект.
После завершения монтажа надо подключить осветительные приборы, опробовать включение и выключение, настроить направление света. Здесь пригодится специальный ключ (обычно входит в комплект).
Монтаж на внешнем кронштейне
Если выбран вариант крепления фар на внешнем кронштейне, в первую очередь также надо определить места установки в соответствии с требованиями правил. Крепить можно с помощью универсальных кронштейнов на выбор пользователя. Обычно фары в таком варианте крепят на:
- бампер;
- раму автомобиля под бампером;
- поперечину сразу за решеткой.
Для установки фар надо обеспечить доступ к месту крепления, сняв мешающие детали (бампер, декоративную решетку и т.п.), затем размечаются и сверлятся отверстия. Монтажный кронштейн крепится болтами, а уже в него крепятся ПТФ. После монтажа направление свечения регулируется обычным способом.
Возможные ошибки
Ошибки при подключении сводятся, в основном, к неправильному монтажу. Избежать их можно повышенным вниманием при выполнении схемы. Для снижения вероятности ошибки можно нарисовать или распечатать схему, и отмечать на ней каждое проложенную линию и соединенный контакт. Если все сделано безошибочно, противотуманки должны заработать после первого включения.