Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку

Использование противотуманных фар (ПТФ) повышает безопасность дорожного движения. В сложных погодных условиях они повышают видимость дороги, освещают обочину, делают автомобиль более заметным для других водителей. Если автомобиль не оснащен такими световыми приборами, смонтировать и подключить противотуманки можно самостоятельно.

Требования законодательства к монтажу

Правила дорожного движения РФ разрешают использование ПТФ в различных дорожных условиях (п.19.4). Если автомобиль не оборудован штатными противотуманными фарами, их можно установить, но надо соблюсти требования законодательства, которые установлены ГОСТом 8769-75. Они несложны:

  • разрешается установка спереди двух ПТФ;
  • габариты излучающих поверхностей противотуманок не должны располагаться выше любой точки фар ближнего света;
  • углы излучения света должны соответствовать чертежу.
Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Углы светового излучения противотуманок.

Также надо знать, что обе фары должны излучать свет одного цвета (белый или желтый). Точное расположение фар на автомобиле в плане расстояний от боковых плоскостей автомобиля и высоты от земли ГОСТ не регламентирует, но они не должны выходить за пределы, указанные на рисунке.

Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Расположение ПТФ.

Подготовительный этап

Первое, что надо определить – это объем работ. От него зависит набор инструментов и материалов для подключения ПТФ. Самый простой случай – если установка этих осветительных элементов предусмотрена конструкцией автомобиля, но машина не оснащена ими из-за варианта комплектации. В этом случае может получиться обойтись одной отверткой для снятия заглушек и крепления светильников штатными средствами.

Если придется монтировать дополнительную электропроводку самостоятельно, в первую очередь надо определиться со схемой. Варианты схем будут в этом обзоре (далее будут даны несколько вариантов). В любом случае понадобится провод в изоляции. Его сечение выбирается по таблицам в зависимости от тока, но провод 1,5 кв.мм. подойдет в 90+ процентах случаев (за исключением сверхбольших токов и сверхсложных условий эксплуатации). К тому же такой проводник имеет достаточную механическую прочность.

Инструмент для вскрытия лампы

Удобнее применять гибкий многожильный провод, но его зачищенные концы, которые будут подключаться под винт, надо будет облудить или снабдить обжимными наконечниками. В первом случае понадобится паяльник с расходниками. Во втором — наконечники и инструменты для обжима. Также будут нужны кусачки для нарезания проводов и монтерский нож для зачистки (или съемник изоляции). В зависимости от места и способа установки могут потребоваться также клеммы, разъемы, изоляционная лента (термоусадочная трубка), пластиковые стяжки и т.п. Эти материалы подбираются и применяются по месту.

Если для монтажа выбран одножильный провод, лужение или установка наконечников также будут желательны для повышения надежности соединения.


Кроме того, обязательно нужен будет плавкий предохранитель (возможно, и держатель к нему), а также, в зависимости от выбранной схемы, кнопка с фиксацией (или тумблер) и реле. Коммутационные элементы должны быть рассчитаны на управление током, не ниже потребляемого лампами (еще лучше, с запасом). Не помешает индикаторная лампа, а еще лучше приобрести кнопку-лампу с индикацией включенного состояния.

Для монтажа в глухой бампер дополнительно потребуется дрель с набором сверл, а также пилка для выпиливания проемов. Также сверла по металлу понадобятся для установки осветительных приборов на кронштейны.

Как подключить противотуманные фары

Подключение противотуманок зависит от конструкции автомобиля, от квалификации мастера и от наличия элементов.

Через штатную проводку

Самый простой вариант – если конструкцией автомобиля предусмотрена установка ПТФ. В таких случаях в машине проложена проводка и предусмотрены органы управления лампами (кнопка включения, реле, линия, защищаемая отдельным предохранителем и т.п.) и разъемы. Надо лишь подключить коннекторы к осветительным приборам.

Через кнопку

Если осветительные противотуманные приборы не предусмотрены производителем, придется выполнять схему подключения самостоятельно. Минимальный набор для подключения – провода, предохранитель и кнопка с фиксацией во включенном положении или тумблер. Возможно, в блоке предохранителей автомобиля есть резервный элемент. В этом случае можно задействовать его, иначе придется устанавливать держатель плавкой вставки в удобном месте. Также в салоне может оказаться неиспользуемая кнопка. Ее также можно подсоединить в собираемую схему, а не монтировать дополнительную в подходящем месте в салоне. Без индикаторной лампы можно обойтись, но лучше ее все же применить. Еще удобнее использовать кнопку-лампу, в этом случае не потребуется дополнительное место.

Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Подключение противотуманок через кнопку или тумблер.

Подключать ПТФ параллельно габаритным огням не стоит. На дополнительную нагрузку не рассчитано как сечение существующих проводов, так и предохранитель. Кроме того, протекание дополнительного нештатного тока ведет к уменьшению надежности контактных групп кнопки включения и реле.

Через реле

Недостаток предыдущей схемы в том, что кнопка должна быть рассчитана на полный ток ламп, а он достаточно велик. Кнопка будет иметь достаточно большие габариты. Кроме того, лучше запитывать схему управления от замка зажигания, чтобы не забыть выключить ПТФ по окончанию поездки и не разрядить аккумулятор. А в приведенной схеме от контактов замка будет отбираться слишком большой ток, что неправильно. Поэтому улучшенным вариантом будет подключение фар через реле.

Подойдет любое реле на 12 вольт с контактной группой на замыкание или переключение. Коммутационная способность должна быть достаточной для работы с суммарным током светильников. В этом случае кнопка управляет реле, а в такой ситуации ее контакты могут быть маломощными.

Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Схема подключения и управления посредством реле.

Схемы подключения противотуманок

Осветительные приборы можно соединять двумя способами – последовательно или параллельно. Схема подключения противотуманных фар выбирается до начала монтажа.

Параллельная

Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Параллельное подключение ламп.

Обычно лампы рассчитаны на напряжение 12 вольт и подключаются параллельно. В этом случае линия подключения (сечение проводов, номинальный ток предохранителя, коммутирующая способность контактных групп реле или кнопки) должна быть рассчитана на удвоенный ток одной лампочки. Например, для лампы в 55 ватт надо рассчитывать параметры линии так:

  • общее потребление светильников P=2*55=110 ватт;
  • ток в цепи равен I=P/U=110/12=9,2 А.

Предохранитель выбирается с запасом – подойдет на 15 ампер.

Последовательная

Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Последовательное соединение ламп.

В некоторых случаях лампы соединяют последовательно (например, чтобы уменьшить яркость свечения). В этом случае мощность каждой лампы снижается в четыре раза:

  • в два раза за счет того, что падение напряжения на одном элементе составит половину от напряжения бортсети (6 вольт вместо 12);
  • еще в два раза за счет того, что ток уменьшится вдвое (при таком соединении общее сопротивление цепи удвоится).

Так, для элементов мощностью 55 ватт ток составит 2,3 А – половину от номинала. Это надо учесть при выборе сечения провода.

Если в бортсети автомобиля (грузовика или автобуса) напряжение составляет 24 вольта, то последовательное включение позволит применить 12-вольтовые лампы, сохранит мощность каждой лампы и убережет осветительные элементы от выхода из строя – на каждой лампе упадет номинальное напряжение в 12 вольт. За счет удвоения напряжения обе лампы будут светиться в полную яркость.

Читайте также
Подключение фар через реле

 

Для наглядности рекомендуем видео.

Способы установки

Способы установки противотуманных фар зависят от конструкции автомобиля.

В штатные проёмы

Если производитель предусмотрел установку противотуманок, значит, он предусмотрел и штатные места для их монтажа. В большинстве случаев они закрыты заглушками. Надо отвинтить метизы крепления заглушек, снять их и установить фары на предназначенное для них место. После установки остается отрегулировать световой пучок.

Рекомендуем ознакомиться: Как заменить противотуманную фару

В глухой бампер

Если противотуманные осветительные приборы не предусмотрены конструкцией автомобиля, их можно установить в обычный бампер. Для этого его придется демонтировать. До демонтажа надо наметить места установок фар таким образом, чтобы соблюсти требования правил по расстоянию от габаритных плоскостей авто. После этого потребуется:

  1. Снять бампер.
  2. Вырезать два отверстия под осветительные приборы (один из вариантов – высверливание по периметру будущих проемов и дальнейшее выпиливание пилкой).

    Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
    Вырезание проемов под установку.
  3. Просверлить отверстия под болты крепления фары.
  4. Установить рамку, смонтировать фару и закрепить ее болтами, входящими в комплект.
Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Установка рамки.

После завершения монтажа надо подключить осветительные приборы, опробовать включение и выключение, настроить направление света. Здесь пригодится специальный ключ (обычно входит в комплект).

Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Установленные световые приборы.

Монтаж на внешнем кронштейне

Если выбран вариант крепления фар на внешнем кронштейне, в первую очередь также надо определить места установки в соответствии с требованиями правил. Крепить можно с помощью универсальных кронштейнов на выбор пользователя. Обычно фары в таком варианте крепят на:

  • бампер;
  • раму автомобиля под бампером;
  • поперечину сразу за решеткой.

Для установки фар надо обеспечить доступ к месту крепления, сняв мешающие детали (бампер, декоративную решетку и т.п.), затем размечаются и сверлятся отверстия. Монтажный кронштейн крепится болтами, а уже в него крепятся ПТФ. После монтажа направление свечения регулируется обычным способом.

Способы и схемы подключения ПТФ через реле и кнопку
Универсальный кронштейн.

Возможные ошибки

Ошибки при подключении сводятся, в основном, к неправильному монтажу. Избежать их можно повышенным вниманием при выполнении схемы. Для снижения вероятности ошибки можно нарисовать или распечатать схему, и отмечать на ней каждое проложенную линию и соединенный контакт. Если все сделано безошибочно, противотуманки должны заработать после первого включения.

Фото аватара
Панков Алексей

Инженер-электрик. Специалист по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Светилов
Добавить комментарий