Почему ксеноновая лампа моргает или не разжигается

Системы головного автомобильного освещения на базе ксеноновых ламп имеют ряд неоспоримых преимуществ, главное из которых – повышенный световой поток. Подобные системы являются более сложными в сравнении с обычной схемой освещения. Хотя в глобальном смысле ксеноновый свет надежнее, в случае возникновения неисправностей нахождение проблемных узлов требует больших знаний и усилий.

Причины моргания ксенона

Одна из проблем, иногда возникающих при эксплуатации ксеноновых фар — они горят мерцающим светом. Причины могут быть разными. Зачастую это вызывается нестабильным напряжением на лампе после розжига (после перехода в режим горения дуги). Источники проблемы могут быть различными:

  • плохой контакт в цепи АКБ – блок розжига – лампа;
  • нестабильная работа источника первичного напряжения (аккумулятора или генератора);
  • утечки в проводке или в электронных блоках из-за плохой изоляции;
  • другие причины.

Также причина может быть в лампе. Ближе к концу срока службы электроды, между которыми горит дуга, изнашиваются из-за частичного испарения или обгорания и не могут обеспечивать стабильность горения дуги. Свет, излучаемый лампой, при этом мигает. Это неприятное явление может появиться после пуска двигателя из-за возникшей вибрации.

Почему мерцает на заведенной машине

Если при остановленном двигателе фары при включении светят нормально, а после пуска мотора начинается мерцание, чаще всего это означает нестабильное напряжение в бортсети. Надо проверить уровень на клеммах генератора, и лучше это делать не цифровым мультиметром, а стрелочным – на нем лучше видны относительно быстрые колебания.

Еще лучше посмотреть напряжение в бортовой сети с помощью осциллографа, если он имеется.

Кроме того, имеется вероятность, что проблема в лампах – возможно, срок их эксплуатации подошел к концу и требуется замена. Но начать надо с проверки напряжения – это дешевле, чем купить запасной комплект дорогих ламп.

Плохо светит

Со временем интенсивность свечения лампы снижается. Это может быть связано с утечкой ксенона, с постепенным выгоранием электродов и т.п. В этом случае лампу надо менять (обычно меняют в обеих фарах разом). Но если замена не дала результата и фары по-прежнему плохо светят, значит, причина в другом.

Помутнение или запотевание стекла фары

В процессе езды на внешнюю поверхность стекла фары попадают твердые частицы (песок, камешки и т.п.). Они оставляют малозаметные поначалу царапины и микросколы. Со временем повреждения накапливаются, и стекло начинает плохо пропускать свет при полностью исправном электрооборудовании. Решается эта проблема полировкой прозрачной поверхности.

Более сложный случай, когда фара помутнела изнутри. На внутренней поверхности также накапливается абразивная грязь, которая царапает поверхность, хотя и не так интенсивно, как с внешней стороны. Полировать в этом случае сложнее. Если побороть помутнение не удается, фара подлежит замене.

Почему ксеноновая лампа моргает или не разжигается
Стекло фары до полировки (слева) и после полировки (справа)

Случается, что фары запотевают – на внутренней поверхности скапливается водяной конденсат. Это происходит из-за потери герметичности. В этом случае интенсивность света также ослабляется.

Почему ксеноновая лампа моргает или не разжигается
Запотевшая ксеноновая фара

Выгорание отражателя

Многие фары комплектуются линзами, изготовленными из пластикоподобных материалов. При воздействии высоких температур, ультрафиолета и т.п. эти материалы неизбежно мутнеют. Поэтому линзы (отражатели) фактически являются расходниками. Можно попытаться восстановить их оптические свойства, но это не дает устойчивого долговременного эффекта. Поэтому линзы надо менять примерно через 80 000…100 000 км пробега.

Почему ксеноновая лампа моргает или не разжигается
Снижение четкости световой границы при изменении оптических свойств линз

Очистка отражающей поверхности от пыли реального эффекта тоже не дает. Сильно запыленные линзы лучше заменить.

Почему ксеноновая лампа моргает или не разжигается
Следы выгорания и запыления на отражающей поверхности

Плохо отрегулирована оптика

Случается так, что вся система ксенонового света исправна, а луч все равно не дает светового пятна привычной интенсивности. Возможно, просто одна из фар (или обе) не настроены должным образом и светят либо выше, либо ниже нормального уровня, и направленный свет просто не попадает туда, куда необходимо. В этом случае надо отрегулировать направление освещения. Лучше сделать это на СТО, где есть необходимое оборудование. Но обнаружить, что одна из фар светит вниз или задрана вверх, можно самостоятельно. Для этого надо подъехать к вертикальной поверхности (стене, экрану и т.п.) и включить освещение.

Почему ксеноновая лампа моргает или не разжигается
Неправильно настроенная фара

Ксенон не разжигается или включается через раз

Если фары не включаются вообще или включаются не каждый раз, есть смысл проверить схему управления (особенно это актуально, если проблема с двумя фарами одновременно). Скорее всего, где-то по пути от плюсовой клеммы аккумулятора до блока розжига потерялся контакт. Это может случиться в болтовых контактных соединениях, в реле, в выключателе, блоке предохранителей и т.п. А если включается, например, лампа ближнего света, но не включается лампа дальнего – такая проблема практически всегда в схеме управления.

Читайте также
Как самостоятельно установить ксеноновые лампы

 

Загорается и сразу тухнет

Если при включении дальнего или ближнего света лампа загорается, значит, инициация дуги произошла. Если после этого она сразу гаснет, в большинстве случаев это означает неисправность блока розжига – высокое напряжение с него приходит, а рабочее напряжение (несколько десятков вольт) он не выдает. Модуль розжига надо ремонтировать или менять.

Изменился цвет свечения лампы

Цвет свечения зависит большей частью от состава газа. Добавляя в ксенон различные примеси, производители добиваются свечения с различной цветовой температурой – от красноватого оттенка до синеватого. Цвет светового излучения может меняться со временем из-за того, что электроды постепенно испаряются, продукты испарения попадают в газ. Это сдвигает спектр свечения, обычно в сторону больших температур (синего участка спектра). Если это явление наблюдается, значит, электроды уже «выгорели», и это сигнал водителю – в ближайшем будущем лампа выйдет из строя окончательно.

Алгоритм поиска неисправностей и способы устранения

Почему ксеноновая лампа моргает или не разжигается
Первая проверка системы освещения

Если замечено, что одна из фар, мерцает, включается не сразу или через раз, или ксенон не разжигается совсем, то первое, что надо сделать – поменять лампы местами:

  • если неисправная фара нормально зажглась, а проблема «перекочевала» в другой осветительный прибор – дефект в лампе, ее надо менять;
  • если эффекта нет – неисправность надо искать дальше.

Во втором случае проверке подлежит блок розжига, проводка или схема управления освещением. В некоторых случаях их неработоспособность вызывается перегоранием плавкого предохранителя, защищающего соответствующую цепь. Можно продолжить диагностику с поиска выгоревшей плавкой вставки.

При перестановке ламп нельзя прикасаться руками к их колбам.

Следующим шагом желательно сделать визуальный осмотр. Надо внимательно изучить:

  • состояние болтовых соединений (они должны быть затянуты);
  • состояние разъемных соединений (они должны быть подключены надежно и полностью);
  • состояние изоляции проводов (она не должна быть повреждена и на ней не должно быть загрязнений).
Читайте также
6 лучших моделей ксеноновых ламп

 

При визуальном обследовании можно обнаружить и другие проблемы.

Если осмотр результатов не дал, можно попробовать переставить местами блоки розжига. Если неисправность «переместится», значит, проблема в блоке. Если нет – надо искать проблему в схеме управления (разыскивать «потерявшееся» управляющее напряжение). Если ксеноновая лампа разжигается и моргает, надо проверить стабильность напряжения бортовой сети.

Более подробно о диагностике в отдельной статье: Как проверить на исправность ксенон

Нестабильность напряжения может быть вызвана:

  • неправильной работой реле-регулятора;
  • неисправностью диодного моста;
  • слабым натяжением ремня;
  • износившимися подшипниками ротора;
  • перегрузкой генератора.

Также надо проверить контакты в цепи – их нестабильность также может быть причиной мигания ламп.

Несмотря на относительную сложность устройства ксенонового света, первичную диагностику и несложный ремонт вполне можно выполнить самостоятельно. За решением более сложных проблем лучше обратиться к специалистам.

Панков Алексей

Инженер-электрик. Специалист по проектированию и эксплуатации электротехнических изделий.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Светилов
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Adblock
detector